Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Комитет Государственной Думы по транспорту провел круглый стол

\\ 17 Апрель 2008


 

17 апреля 2008 года Комитет Государственной Думы по транспорту провел круглый стол на тему «Проблемы госрегулирования, управления, финансирования строительства и эксплуатации метрополитенов. Перспективы развития метрополитена в городах РФ». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, представители органов государственной власти субъектов Федерации, главы городов, руководители метрополитенов российских городов и др.

Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарев, открывая «круглый стол», заявил, что ситуация у нас уникальна, потому, что у государства имеются огромные средства. Но мы до сих пор не можем понять, почему на действительно важный национальный стратегический инфраструктурный проект развития метрополитена эти средства не направляются в необходимых объемах». Он напомнил, что Российская Федерация – это социальное государство. «Сегодня мы говорим о выполнении одного из ключевых транспортных социальных обязательств государства – обеспечении мобильности населения, доступности транспортных услуг для наших граждан», – подчеркнул председатель Комитета.

Сергей Шишкарёв назвал метрополитен важнейшим видом общественного пассажирского транспорта, который практически не имеет альтернативы в мегаполисах. Помимо основной – транспортной функции – метро является важнейшим элементом инженерной защиты населения в крупных городах, выполняя функции гражданской обороны. Таким образом речь идет не только о социальном аспекте метрополитена, как вида городского транспорта, но как элементе национальной безопасности.

Однако, несмотря на важность метрополитена, как уже давно действующего и прекрасно себя показавшего в городских условиях, вида транспорта, в Федеральной целевой программе развития транспортной системы России на 2010-2015 годы вопросов развития метрополитена нет. «Получается, что этот важнейший для мегаполисов вид транспорта просто не увязан воедино с другими видами транспорта в планах по развитию транспортной системы России до 2015 года», – подчеркнул председатель Комитета.

По словам С.Шишкарева, метрополитен – единственный давно действующий вид транспорта, законодательное регулирование которого отсутствует. Он подчеркнул необходимость создания рабочей группы для подготовки законопроекта по вопросам метрополитена, в котором должны найти отражение все, поднимаемые на «круглом столе» вопросы: финансирования, предметов ведения, ответственности за безопасность перевозки пассажиров. «Мы должны подготовить этот документ уже в этом году», – сказал Сергей Шишкарёв.

Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев сообщил, что Минтранс предлагает разработать и принять специальный закон о метро, который позволит регулировать все аспекты работы этого вида транспорта.

В настоящее время в 10 городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Красноярске и Казани осуществляется строительство метрополитенов. В Волгограде по норма метростроения сооружается подземная часть скоростного трамвая. Общее число жителей в этих городах составляет порядка 27 миллионов, это 20 процентов от населения России. Ежегодно семь действующих метро (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань) перевозят свыше 4,2 миллиардов пассажиров. Это более, чем в два раза превышает годовой объем пассажирских перевозок всей сетью железных дорог страны. Идет постоянный рост пассажироперевозок.

Метрополитен отнесен к муниципальному виду транспорта и является соответственно собственностью городов – областных центров, а также Москвы и Санкт-Петербурга – городов федерального значения. Города, понимая важность метро, как городского вида транспорта, финансируют строительство, однако этих средств недостаточно. Даже у таких мощных городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга. Федеральная помощь необходима.

По словам заместителя министра, передача метрополитенов в федеральную собственность позволит частично разгрузить региональные и городские бюджеты и ускорить строительство метро в субъектах РФ. «На данный момент уровень финансирования метро позволяет лишь содержать его в рабочем, безопасном состоянии, без развития», – считает Е.Москвичев.

По его словам постоянное, на протяжении нескольких лет, недофинансирование строительства метрополитенов фактически приводит к технологическому отставанию отрасли.

Исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников напомнил, что при обсуждении на Государственном Совете России в ноябре прошлого года Президент поставил вопрос о необходимости разработки комплексной перспективной программы развития городского и пригородного транспорта. Развитие сети метро в крупнейших российских городах, по мнению А.Лушникова должно стать неотъемлемой часть такой программы.

В свою очередь, глава ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев заявил, что передача метро в федеральную собственность не решит всех проблем подземки. Кроме того, напомнил он, в соответствии в Конституцией РФ, вопросы, связанные с общественным транспортом, относятся к компетенции субъектов Федерации и, следовательно, должны регулировать региональными законами. Кроме того, подчеркнул Д.Гаев, «все вопросы, связанные со строительством, управлением, и функционирование метрополитена четко регламентированы федеральными и местными законами и подзаконными актами». Достаточно урегулирована, по мнению руководителя московского метро, и ответственность за правонарушения в данной сфере.

Вопросы финансирования, по его словам, четко прописаны в Бюджетном кодексе. Д.Гаев признал недостаточным соотношение федерального и регионального финансирования – соответственно, 20% к 80%, которое установлено в Бюджетном кодексе РФ. Однако, по его словам, не выполняется даже эта норма – строительство московского метро в 2007 году было на 90% профинансировано из городского бюджета. В целом, отметил Д.Гаев, с учетом роста стоимости строительства бюджетное финансирование данной сферы в 2008 году стало ниже, чем в 2001 году.

Проблему финансирования, по мнению Д.Гаева, можно решать без изменения действующего законодательства – достаточно принять соответствующее постановление правительства РФ. Вместе с тем он признал, что на федеральном уровне может быть принят устав подземного транспорта, который установит единый понятийный аппарат, регламентирует взаимоотношения заказчика перевозок и оператора, а также перевозчика и пассажиров.

Большинство участников заседания критиковали позицию Министерства финансов и Минпромэнерго, которые, по мнению выступавших, уходят от вопросов финансирования метрополитенов. Были предложения добиться того, чтобы доля государственной поддержки при строительстве метрополитенов была увеличена до 50%. Некоторые из выступавших предлагали строительство метрополитенов полностью финансировать за счет федерального бюджета, а расходы по эксплуатации передать муниципалитетам.


Версия для печатиВерсия для печати

Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".