Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Деловой Совет

Партнёры



Как Артур Чилингаров на «Аннушке» Южный полюс покорял

Как Артур Чилингаров на «Аннушке» Южный полюс покорял

\\ 25 Сентябрь 2024




"Комсомольская правда"

25 сентября исполнилось бы 85 лет знаменитому полярнику, ученому и политику

Артур Николаевич немного не дожил до своего юбилея. Он ушел 1 июня этого года, но память об этом замечательном человеке будет жить.
Его имя навечно вписано в книгу покорителей Арктики и Антарктики. Он стремился туда при любой возможности, наслаждаясь каждой минутой свободы, которую дают Крайний Север и Крайний Юг. Но даря одно, они требуют другого - готовности принять ответственность за себя и свою команду и умения решать, казалось бы, неразрешимые проблемы. Эти черты характера Чилингарова ярко проявились во время спасательной операции по освобождению из ледового плена научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» у берегов Антарктиды в 1985 году, за руководство которой Чилингаров был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (а Героем России он стал за успешное выполнение программы высокоширотной арктической глубоководной экспедиции «Арктика-2007» и установку флага на дне Северного полюса).
Однако сейчас мало кто помнит о другой экспедиции легендарного полярника, может быть, даже более опасной и волнительной - полете на Южный полюс на биплане Ан-3Т. Это тот самый случай, когда по реальным событиям можно снимать фильм, ничего не приукрашивая: жизнь сама написала сценарий.
О подробностях этой экспедиции декабря 2001 - января 2002 года рассказал ее участник, помощник Чилингарова, вице-президент «Ассоциации полярников» Константин Зайцев. Мы встретились в эфире совместной программы Радио «КП» и Русского географического общества «Клуб знаменитых путешественников».

Доказать всему миру

Идея перелета на Южный полюс на самолете Ан-3Т родилась так. В начале нулевых нам слишком активно начали предлагать возродить парк существующих «Аннушек», поставив на них восстановленные американские двигатели. Мол, это единственное и недорогое решение проблему с самолетами для высоких широт, которые имеют колесное, лыжное и поплавковое шасси.
Но зачем нам иностранное, если есть свое? Неубиваемый Ан-2 летает с 1947 года и давно доказал, что лучше него трудно что-то придумать. Можно производить биплан и дальше, просто укомплектовав современными приборами и более мощным российским мотором.
Американцы, кстати, идут именно такой дорогой: их транспортные С-130 Hercules DC-3 Douglas до сих пор успешно летают в полярных широтах, а ведь «Дуглас» начал эксплуатироваться еще до Второй мировой войны! Просто их регулярно модернизируют - и горя не знают...
Чтобы доказать, что у обновленной «Аннушки» с более экономичным и мощным отечественным мотором (она как раз и получила индекс Ан-3Т) есть все возможности работать и работать, Чилингаров решил испытать ее в Антарктиде.
- Он понимал: если мы не обкатаем, не покажем миру эту машину, то на отечественных самолетах могут окончательно поставить крест, - рассказывает Константин Зайцев. - О самолете и экипаже Чилингаров договорился с Омским заводом «Полет» и Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова, нашел спонсора - любителя приключений Фредерика Паулсена, которого увлекла идея полета на Южный полюс.
Подготовка шла на высокой скорости, чтобы уложиться в период новогодних каникул. Из Омска пригнали Ан-3, разобрали, загрузили в самолет Ил-76 авиакомпании «Атлант-Союз», с которым помогло правительство Москвы, и экспедиция стартовала.
Долетев до Чили, наши договорились с местными полярниками о разрешении использовать их базу на леднике «Пэтриот Хиллс».
В Антарктиде самолет Ан-3 выгрузили из транспортника, за сутки на руках и с помощью какой-то матери его собрали, заправили и стартовали на Южный полюс, где находится аэродром американской базы «Амундсен-Скотт». Преодолеть нужно было 1300 километров.
- Чилингаров сознавал, в чьи руки он вручает жизнь свою и всех участников перелета, - вспоминает Константин Зайцев. - Наш экипаж состоял их летчиков-испытателей ПО «Полет» и АНТК им. Антонова, которые несколько лет проводили заводские испытания самолета и знали машину от и до. Более того, штурман-испытатель КБ им. Яковлева Сергей
Кудряшов применил новые навигационные разработки для полетов в приполюсном районе. Поэтому, несмотря на все сложности, экипаж точно вышел на взлетно-посадочную полосу и удачно сел, установив мировой рекорд: впервые до Южного полюса своим ходом долетел российский одномоторный борт!
- Представляю, что почувствовали американцы, когда увидели эту стрекозу. Для них, наверное, было бы легче пережить прилет летающей тарелки! - рассказывал ведущий «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич.

Автостопом до Новой Зеландии

После посадки Чилингаров сразу позвонил Президенту России и сообщил об успешном достижении Южного полюса.
На «Амундсен-Скотт» пробыли несколько часов. В это время пришел неблагоприятный прогноз погоды по месту посадки на «Пэтриот Хиллс». Посоветовавшись с синоптиками, решили перенести старт на утро.
Американцы приютили гостей в спортзале, накормили, напоили…
- Наутро поднимаемся, ждем доклад экипажа о готовности к вылету, а он все не поступает, - рассказывает Константин Зайцев. - Чилингаров посылает меня к летчикам выяснить, чего ждем.
Я подбегаю к экипажу: «Что случилось?» - «Идет какая-то вибрация в движке». - «И что делать?». Командир экипажа Сережа Тарасюк отвечает: «Если бы без вас, я рискнул бы лететь. Но с людьми... Полторы тысячи километров ледяной пустыни. Если «чихнем» и сядем, оттуда нас никто не вытащит. В общем... надо оставлять машину...». В этой ситуации для себя я открыл совершенно другого Чилингарова. Да, нужны смелость и мужество, чтобы руководить такой экспедицией, но на миру, как говорится, и смерть красна. Еще большее мужество нужно, чтобы после того, как ты объявил на весь мир, что все в порядке, снова звонить президенту и сообщать, что у тебя и экспедиции проблемы... Мне запомнился этот звонок. Разговор двух умных и ответственных людей. Один честно объясняет, что случилось, а второй спокойно отвечает: «Артур Николаевич, главное - люди, главное, чтобы все вернулись домой».
Фредерик Паулсен выкупил свободные места на американский туристический борт BT-67 Basler, который в этот день прилетел с туристами на Южный полюс и вернулся в Чили.
А русских участников экспедиции американцы предложили доставить на Большую землю легендарным C-130. Только попали они с этой оказией аж... в Новую Зеландию, в Крайстчерч!
- Выходим из самолета. Пуховики, арктические ботинки. А тут температура под плюс сорок! - смеется Константин Зайцев. - С собой только документы, денег практически ни у кого нет.
Встречает наш посол: «Артур Николаевич, добро пожаловать! Чем помочь?» - «Дорогой! Одолжи денег: ребят надо переодеть в шорты и шлепанцы». Посольские, конечно же, выручили с гостиницей и билетами. Вскоре мы оказались в Москве.
Поломка двигателя, возможно, уберегла экспедицию от еще больших проблем. В день, когда по плану Ан-3 должен был вернуться на «Пэтриот Хиллс», где его ждал Ил-76, поднялась такая буря, что из-за снега не было видно дальше вытянутой руки. А перед аэродромом - горный массив, который могли не заметить в пурге или не хватило бы мощности через него перевалить. Хотя, если бы перевалили, как садиться в такую непогоду?
Вы не должны были долететь!
Но история на этом не завершилась. Люди вернулись, но самолет остался. Американцы начали бомбардировать письмами: мол, заберите свой хлам, вы загрязняете Антарктиду. А не заберете - мы его распилим и сами вывезем.
- Три года мы решали этот вопрос, готовились, - продолжает рассказ Зайцев. - Нашли замену двигателю. Но единственный мотор, который можно было получить, находился под арестом: шел суд с какой-то компанией. Артур Николаевич смог договориться: он просто одолжил движок, поклявшись, что вернет после полета...
В декабре 2004 года этот двигатель доставили на Южный полюс вместе с бригадой техников ПО «Полет» и экипажем летчиков-испытателей АНТК им. Антонова. Нужно было видеть глаза американских полярников! «Здравствуйте, мы тут у вас самолет оставляли, вот забрать хотим». В прошлый раз они были поражены, словно летающую тарелку увидели. В этот - словно инопланетян. И конечно, американцы не поверили, что машину можно реанимировать - она прозимовала три года на Южном полюсе при температуре, которая падала до минус 80 градусов.
И вот разгар антарктического лета. Мороз - минус 50. Ветер. В этих условиях техники меняют двигатель. Летчики запускают его, делают пробный полет и решают - наконец летим домой. Только есть проблема. Максимальная дальность полета АН-3Т - 1200 км. А расстояние от станции Южного полюса до станции «Мак-Мердо» на побережье, где «Аннушку» и участников экспедиции ждет Ил-76 авиакомпании «Газпромавиа» - 1570 км. Топлива могло не хватить на обратный путь, поэтому салоне поставили дополнительную бочку. Летчики посовещались и решили - дотянем!
Чтобы максимально сократить расход топлива, отключили отопление кабины и все дополнительное оборудование. Потом летчики рассказывали: «Мы сразу набрали высоту 7 км. Кислорода у нас было на 20 минут. Поэтому летели без него, держали на случай, если кто-то отключится». Но это еще не все проблемы: унты, в которых они работали на земле, были широкими, не вставали на педали, и пилотам пришлось переобуться в кроссовки. Температура за бортом в полете - минус 70.
Экипаж пролетел 1570 км и дотянул до «Мак-Мердо». Причем перед посадкой еще и выполнил фирменный антоновский пролет, показав несколько фигур высшего пилотажа. Буквально - на последних каплях керосина. Резервной бочкой так и не воспользовались.
Представитель Госдепа, который встречал наших ребят, признался: «Я не знаю, что мне докладывать в Вашингтон. По всем расчетам, по всем условиям вы просто не должны были прилететь». Особенно его поразили кроссовки...
- После счастливого завершения этой истории у нас возникла немного сумасшедшая идея, - вспоминает Зайцев. - В январе 2005 года мы вернулись в Россию, а уже в марте на том же Ан-3Т с бортовым номером 9801 можно было долететь до Северного полюса. Тогда это будет первый в мире самолет, за три месяца побывавший на обоих полюсах! Я пришел к Артуру Николаевичу. Он сказал: «Это было бы очень красиво... Но я обещал двигатель вернуть»... Эта идея так и осталась мечтой. Никогда Чилингаров не бросал слов на ветер!

ФОРТУНА

Деньги на бочку!

И это еще не все! Как было сказано в самом начале, история кинематографическая абсолютно!
В Антарктиде, как и везде, надо выполнять обещания. При согласовании возвращения российской команды с Южного полюса в Новую Зеландию в 2002 году Чилингаров гарантировал американцам возместить их расходы в размере 45 тысяч долларов, что и было выполнено. Однако судьба совершенно чудесным образом вернула почти всю сумму.
- Я об этой истории узнал случайно, - улыбается Константин Зайцев. - Мы летели во Владивосток на частном самолете году в 2006-м. Экипаж - иностранный. Подходит ко мне стюардесса-англичанка: «Мой командир все смотрит на вашего начальника и хочет спросить: а не мог ли он видеть его в Лас-Вегасе?» - «Как же он его запомнил?» - «А он тогда джекпот выиграл».
Я подхожу, передаю вопрос, он смеется и говорит: веди сюда пилота, расскажу! Действительно, во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити российскую делегацию привезли в Лас-Вегас. И Артур Николаевич решил сыграть. Перед ним дергал однорукого бандита наш чиновник - безуспешно. «А я подошел, два удара - и там лампочки замигали, посыпались монетки».
Чилингаров выиграл тогда 40 000 долларов.

Вот такое кино!

Евгений САЗОНОВ, Шеф-редактор газеты

Фото: Артур Чилингаров на Южном полюсе. Фото: Константин ЗАЙЦЕВ

Ссылка на статью


Версия для печатиВерсия для печати

Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".