Вячеслав Костиков: Русский грех\\ 24 Октябрь 2012АиФ, №43
Российскую политику убивает бедность Аналитики пытаются понять причины «громкой» победы «Единой России» на губернаторских и муниципальных выборах и, соответственно, причины провала оппозиции. Говорят о том, что победили не «единороссы», а В. Путин, поддержавший партию своим авторитетом. Говорят и о том, что оппозиция погрязла в склоках, не может сформулировать понятной для населения повестки дня. Нет очевидных лидеров. В одном оппозиционном флаконе смешались и левые, и правые, и зелёные, и националисты. Пытаясь хоть как-то успокоить самих себя, оппозиционеры говорят о том, что власть погрузила Россию в политический сон и благодаря этому вырвала победу. Что верх одержало политическое «старичьё», губернаторы «с дореволюционным стажем», во многом ответственные за стагнацию своих вотчин. Победный счёт обеспечили отсталые, сонные регионы. А следовательно, живой, современной политики как не было, так и не будет. О такого рода оценках можно, конечно, спорить. Но неоспоримо одно: выборы прошли очень вяло - к урнам пришли от 10 до 30% граждан, внесённых в списки для голосования. Правда и то, что, как и во времена Бориса Годунова, «народ безмолвствует». Население есть, а граждан нет. Наметился феномен внутренней политической эмиграции. Почему бегут?Можно понять людей, которые бегут из России в Лондон или Париж. Уезжают богатые или обладающие уникальными способностями и с хорошим образованием. Их мотивы более-менее ясны. С деньгами и с талантом в обустроенной, чистой Западной Европе жить приятнее, чем в России. Ведь российская Европа (с модными бутиками, театральными премьерами, шикарными ресторанами, элитными тусовками, показами мод и прочими прелестями городской культуры) кончается в 30-40 км от Москвы или Питера. А дальше - совсем другая Россия. С бездорожьем, с разрушающимся жильём, со старыми бараками, со сгнившими мостами, с местными «братками», с загребущей полицией и губернаторами, смахивающими на персонажи Салтыкова-Щедрина. Но как понять основную массу россиян, тех избирателей, которые не обладают миллионами и у которых нет особых талантов или элитарного образования? Нет даже денег не то чтобы на билет Москва - Лондон, но часто на электричку до ближайшего городка, где есть доктор. Почему они не хотят участвовать в решении своей судьбы? Почему бегут от политики? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно же, нет. Аналитики чаще всего указывают на отсутствие массовой политической культуры, традиций. Ведь начиная с 1918 года, когда Ленин запретил в России все партии, кроме большевистской, российское политическое поле заросло не только бурьяном, но и глухим лесом. Начиная с горбачёвских времён в этой глухомани с большим трудом удалось прорубить несколько демократических просек. Но и на них снова появляются авторитарные заросли. А народ по-прежнему безмолвствует. Весенняя и летняя активность горожан создала иллюзию пробуждения. Но рассвет, как показали последние выборы, оказался очень туманным. Особенно в регионах, в малых городах, в сельской местности. Люди ругают власть, но не понимают причин своих бедствий, обид, неудач. На дворе ХХI век, а народ впадает в мистику. Ждёт чуда, спасения. Последние опросы «Левада-Центра» показали, что число россиян, верящих в чудеса, за последние 10 лет не просто возросло, а удвоилось. Верят в сглаз, в порчу. Верят в домовых, в ведьм, в чертей. В существовании ада убеждена половина россиян. Люди, как в Средние века, идут к гадалкам, предсказателям, лжепророкам. По российской глубинке снова гастролирует Кашпировский. Рай или ад?А между тем люди даже не знают, что такое рай. Отделываются общими словами. Рай - прекрасный сад, где нет ни печали, ни вздохов и где все наслаждаются дарами божьими. Но что такое «божьи дары»? Может быть, бесплатные лекарства для пенсионеров, низкие тарифы ЖКХ, дешёвая водка? Представления об аде и адских муках россияне описывают более подробно. С некоторым даже смакованием. Образованная часть населения ссылается на «Божественную комедию» Данте, где есть подробный перечень грехов и наказаний. Для обжор и гурманов - это «гниение под градом и дождём», для сладострастников и растлителей - «удары грешных душ о скалы», для тиранов и насильников - «кипение в раскалённой крови», для льстецов - «погружение в зловоние», и наконец (что особенно актуально для россиян) - «обливание горячей смолой» для взяточников и мздоимцев. Не забыты в «Божественной комедии» и политтехнологи, журналисты и члены избирательных комиссий. Их карают за «подделку слов». Но наказание по адским меркам скромное - лихорадка и головные боли. А вот «обман доверившихся» карается очень сурово. Обманщиков (судя по всему, политиков и депутатов) помещают в самый жуткий, 9-й, круг ада и там вмораживают в лёд. По шею. Так, чтобы нельзя было ни пошевелиться, ни инициировать дурацкие законы. Как видим, несмотря на прошедшие со времени написания «Божественной комедии» семь веков, основные грехи остаются неизменными. Меняется терминология. Вместо воров и расточителей теперь олигархи, «без устали катящие огромные камни», а богохульниц именуют кощунницами. Впрочем, за кощунство сегодня карают, что называется, «по-божески»: вместо предписанного в «Божественной комедии» «сожжения ниспадающим пламенем» суд (если цитировать В. Путина) «залепил двушечку». * * * Так что же показали нам прошедшие выборы? Вячеслав Костиков Коллаж Андрея Дорофеева |