Парламентский клуб :: Мероприятия » Аргументы и Факты » Вячеслав Костиков: Русский грех

http://parlament-club.ru/index.php?p=news&area=1&newsid=1774


Вячеслав Костиков: Русский грех

Вячеслав Костиков: Русский грех

\\ 24 Октябрь 2012




АиФ, №43

Российскую политику убивает бедность

Аналитики пытаются понять причины «громкой» победы «Единой России» на губернаторских и муниципальных выборах и, соответственно, причины провала оппозиции.

Говорят о том, что победили не «единороссы», а В. Путин, поддержавший партию своим авторитетом. Говорят и о том, что оппозиция погрязла в склоках, не может сформулировать понятной для населения повестки дня. Нет очевидных лидеров. В одном оппозиционном флаконе смешались и левые, и правые, и зелёные, и националисты.

Пытаясь хоть как-то успокоить самих себя, оппозиционеры говорят о том, что власть погрузила Россию в политический сон и благодаря этому вырвала победу. Что верх одержало политическое «старичьё», губернаторы «с дореволюционным стажем», во многом ответственные за стагнацию своих вотчин. Победный счёт обеспечили отсталые, сонные регионы. А следовательно, живой, современной политики как не было, так и не будет.

О такого рода оценках можно, конечно, спорить. Но неоспоримо одно: выборы прошли очень вяло - к урнам пришли от 10 до 30% граждан, внесённых в списки для голосования. Правда и то, что, как и во времена Бориса Годунова, «народ безмолвствует». Население есть, а граждан нет. Наметился феномен внутренней политической эмиграции.

Почему бегут?

Можно понять людей, которые бегут из России в Лондон или Париж. Уезжают богатые или обладающие уникальными способностями и с хорошим образованием. Их мотивы более-менее ясны. С деньгами и с талантом в обустроенной, чистой Западной Европе жить приятнее, чем в России. Ведь российская Европа (с модными бутиками, театральными премьерами, шикарными ресторанами, элитными тусовками, показами мод и прочими прелестями городской культуры) кончается в 30-40 км от Москвы или Питера. А дальше - совсем другая Россия. С бездорожьем, с разрушающимся жильём, со старыми бараками, со сгнившими мостами, с местными «братками», с загребущей полицией и губернаторами, смахивающими на персонажи Салтыкова-Щедрина.

Но как понять основную массу россиян, тех избирателей, которые не обладают миллионами и у которых нет особых талантов или элитарного образования? Нет даже денег не то чтобы на билет Москва - Лондон, но часто на электричку до ближайшего городка, где есть доктор. Почему они не хотят участвовать в решении своей судьбы? Почему бегут от политики?

Однозначного ответа на эти вопросы, конечно же, нет. Аналитики чаще всего указывают на отсутствие массовой политической культуры, традиций. Ведь начиная с 1918 года, когда Ленин запретил в России все партии, кроме большевистской, российское политическое поле заросло не только бурьяном, но и глухим лесом. Начиная с горбачёвских времён в этой глухомани с большим трудом удалось прорубить несколько демократических просек. Но и на них снова появляются авторитарные заросли. А народ по-прежнему безмолв­ствует. Весенняя и летняя активность горожан создала иллюзию пробуждения. Но рассвет, как показали последние выборы, оказался очень туманным.
Качество основной массы избирателей остаётся невысоким. И, судя по опросам социологов, продолжает падать.

Особенно в регионах, в малых городах, в сельской местности. Люди ругают власть, но не понимают причин своих бедствий, обид, неудач. На дворе ХХI век, а народ впадает в мистику. Ждёт чуда, спасения. Последние опросы «Левада-Центра» показали, что число россиян, верящих в чудеса, за последние 10 лет не просто возросло, а удвоилось. Верят в сглаз, в порчу. Верят в домовых, в ведьм, в чертей. В существовании ада убеждена половина россиян. Люди, как в Средние века, идут к гадалкам, предсказателям, лжепророкам. По российской глубинке снова гастролирует Кашпировский.

Рай или ад?

А между тем люди даже не знают, что такое рай. Отделываются общими словами. Рай - прекрасный сад, где нет ни печали, ни вздохов и где все наслаждаются дарами божьими. Но что такое «божьи дары»? Может быть, бесплатные лекарства для пенсионеров, низкие тарифы ЖКХ, дешёвая водка?

Представления об аде и ад­ских муках россияне описывают более подробно. С некоторым даже смакованием.

Образованная часть населения ссылается на «Божественную комедию» Данте, где есть подробный перечень грехов и наказаний. Для обжор и гурманов - это «гниение под градом и дождём», для сладострастников и растлителей - «удары грешных душ о скалы», для тиранов и насильников - «кипение в раскалённой крови», для льстецов - «погружение в зловоние», и наконец (что особенно актуально для россиян) - «обливание горячей смолой» для взяточников и мздоимцев. Не забыты в «Божест­венной комедии» и политтехнологи, журналисты и члены избирательных комиссий. Их карают за «подделку слов». Но наказание по адским меркам скромное - лихорадка и головные боли.

А вот «обман доверившихся» карается очень сурово. Обманщиков (судя по всему, политиков и депутатов) помещают в самый жуткий, 9-й, круг ада и там вмораживают в лёд. По шею. Так, чтобы нельзя было ни пошевелиться, ни инициировать дурацкие законы.

Как видим, несмотря на прошедшие со времени написания «Божественной комедии» семь веков, основные грехи остаются неизменными. Меняется терминология. Вместо воров и расточителей теперь олигархи, «без устали катящие огромные камни», а богохульниц именуют кощунницами. Впрочем, за кощунство сегодня карают, что называется, «по-божески»: вместо предписанного в «Божественной комедии» «сожжения ниспадающим пламенем» суд (если цитировать В. Путина) «залепил двушечку».

* * *
Если же говорить серьёзно, то настоящий ад - это не что-то умозрительное, мифическое. Настоящий ад - это бедность. Она порождает пьянство, болезни, насилие, невежество, социальную апатию, иждивенчество. Среди бедных слоёв населения особенно велика доля нетрудоспособных. Если же бедность растянулась на десять лет, то человек фактически утрачивает шанс на спасение. Гибнет и как личность, и как гражданин. И конечно же, бедный человек потерян для демократии. Ему нужен не закон, а милость начальства, не свобода, а подачки, не рабочее место, а пособие, не партия, а собес, не лидер, а фюрер.

Так что же показали нам прошедшие выборы?

Вячеслав Костиков
директор аналитического центра
«Аргументы и Факты»

Коллаж Андрея Дорофеева

Ссылка на статью


Версия для печатиВерсия для печати