Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Вячеслав Костиков. Годунов с Болотной

Вячеслав Костиков. Годунов с Болотной

\\ 06 Июнь 2012




АиФ, №23

Россия в поисках справедливого управления

Лето не принесло успокоения. Политика вторгается даже в сферу высокой культуры. Острую полемику вызвала новая постановка оперы Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Действие оперы, посвящённой трагической судьбе царя Бориса, перенесено постановщиками в современный политический и социальный контекст.

Оценки критиков противоречивы. Одни говорят, что это злая карикатура на современную Россию, и критикуют постановщиков за неуместную, с их точки зрения, публицистику на оперной сцене. Сторонники новой режиссёрской трактовки утверждают, что такая постановка отражает настроения россиян, озабоченных разладом во взаимо­отношениях народа и власти.

Репортаж с площади

Публицистики в театре дейст­вительно много. Некоторые сцены напоминают телевизионный репортаж с Болотной площади. В спектакле присутствуют все участники и атрибуты современной политики: послушный народ, который охранники сгоняют на площадь просить Бориса принять цар­ский венец, группы «рассерженных горожан» с лозунгом «Народ хочет перемен», омоновцы, разгоняющие «несанкционированный митинг», венчание на царство, очень похожее на инаугурацию президента, журналисты, ведущие репортаж из обветшалого и явно требующего капитального ремонта Дворца съездов в Кремле. На сцене и поверженный герб СССР, и двуглавый орёл, и новый-старый российский триколор. Гришка Отрепьев, эффектно вскакивающий на стол, напоминает об Удальцове, лезущем в фонтан на Пушкин­ской площади.

От классики остались гениальная музыка Мусоргского и вечная драма нашей истории: русская смута и на фоне смуты великое смятение народа и власти, которые никак не найдут друг друга. И так же, как в трагедии Пушкина, лёгшей в основу оперы, остаётся неясным: чего у народа больше - любви к «милостивой» власти, бросающей в толпу мелкие монеты, или неприязни к ней.

Очень актуально воспринимаются народные сомнения в «легитимности» царя и мучительные сомнения самого Бориса в праведности его власти. Умирающий Годунов вызывает жалость. Ну и, как всегда в русской истории, бояре («ближайшее окружение») радостно провозглашают здравицы. А народ безмолвствует. Разница в том, что во времена царя Бориса народу позволялось лицезреть царя при больших парадных выходах. Теперь же во время торжественных проездов по Москве народ с площадей зачищают. Говорят, что по требованиям безопасности.

Опрос

Политика и театр

Нужно отдать должное Валерию Гергиеву. И не только как блистательному дирижёру. Но, может быть, в большей степени как художественному руководителю Мариинского театра. Поддержав актуальную трактовку исторического сюжета, он не испугался «звонков сверху», столь принятых в нашем культурно-политическом обиходе, не стал сглаживать острые ракурсы, предложенные британским постановщиком Грэмом Виком, не стал камуфлировать соблазнительные параллели между царствованием Бориса Годунова и нынешними временами. Словом, проявил себя настоящим гражданином, который не хочет оставаться в стороне от тех общественных дискуссий, которые бурлят за стенами Мариинского театра.

Оценки критиков новой постановки тоже явно политизированы. До такой степени, что музыкальная составляющая оперы в их оценках явно отошла на второй план. И это лишний раз подчёркивает перевозбуждённое состояние российского общества. И хотя, по мнению ряда социологов, уровень протестной активности идёт на убыль, рассерженная часть общества продолжает воспринимать любое, в том числе и культурное, событие сквозь призму тех проб­лем и противоречий, которые выкатились на российскую политическую сцену после декабрь­ско-мартовских выборов и последующих властных «рокировочек».

Партитура № 2012

Культурные события (даже самые академические) сегодня воспринимаются россиянами как часть политики. Один из знакомых, побывавший на премьере «Бориса Годунова» в Санкт-Петербурге, возбуждённо говорил мне: мол, не знает, что ему больше понравилось - новая трактовка оперы Мусоргского или последний (острокритический по отношению к власти) доклад Центра стратегических разработок под редакцией известного экономиста Михаила Дмитриева. Точка зрения неудивительна: ведь и старая опера (первая постановка в 1874 г.), и новейший доклад в мае 2012 г. - всё это об одном и том же: о российской смуте, о кризисе власти, о пробуждении народа, о необходимости перемен.

То, что тема кризиса власти всё настойчивее звучит не только на наших площадях, в докладах экспертов, но и проникает на подмостки академических театров, - серьёзный сигнал. Это свидетельство того, что кризис встревожил и встроенную во власть высшую элиту. Общество, ещё недавно казавшееся таким инертным, таким любящим своих вождей, сегодня явно находится в поисках не только новой формулы власти, но и новых лидеров. Даже очень сытая публика, которая так демонстративно лебезила перед В. Путиным во время инаугурации, в сущности, начала понимать, что жить по-старому нельзя, что страна хочет перемен. Эта публика очень опасается, что для сохранения «нажитого непосильным трудом» скоро будет недостаточно московского ОМОНа.

* * *
Внесистемная оппозиция, при всей её малочисленности, похоже, всё-таки уже сыграла свою роль. Она вначале напугала правящую элиту, а затем (как говаривал тов. Ленин) «разбудила Герцена» - разбудила критически настроенный слой высшей элиты. Наглядным примером такого пробуждения служат и А. Кудрин, и М. Прохоров, и группа видных экспертов, объединившихся в кудринском Комитете гражданских инициатив. Удастся ли «обновленцам» отчистить заросший ракушками пароход российской власти? Ни в Мариинке, ни в Большом об этом пока не поют. Все надежды на социологов. Но их прогнозы очень расходятся. Солисты из ВЦИОМ радуют ариями о нарастании народного оптимизма. Хор аналитиков из «Левада-цент­ра» поёт о другом: 54% россиян считают, что в стране «напряжённая обстановка», и ещё 24% - что обстановка «критически взрывоопасная». Словно бы откликаясь на эти настроения, царь Борис со сцены Мариинского театра в великом смятении поёт знаменитую арию «Скорбит душа».

Финальные сцены нового царствования ещё не написаны…

Вячеслав Костиков
директор аналитического центра
«Аргументы и Факты»

Коллаж Андрея Дорофеева

Ссылка на статью

 


Версия для печатиВерсия для печати

Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".