Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Государство и бизнес должны вместе помогать музыкальной культуре

Государство и бизнес должны вместе помогать музыкальной культуре

//ТПП-Информ, 01 Октябрь 2010

«Культура в России исчезла, оперы нет, оркестры не нужны, система отечественного музыкального образования уничтожается – все затмила массовая поп-культура», – такими шокирующими словами начал свое выступление на заседании «Меркурий-клуба» на тему «О поддержке музыкальной культуры в России» композитор, председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере культуры Александр Клевицкий. Тем не менее, это не так, отметил докладчик, многое происходящее сегодня в России говорит как раз о том, что музыкальная культура в стране жива, более того, она развивается.

Главной задачей очередного заседания Клуба в Центре международной торговли (ЦМТ), которое открыл председатель правления «Меркурий-клуба», президент ТПП РФ Евгений Примаков, было привлечь внимание бизнеса и власти к проблемам развития отечественной культуры, духовного воспитания растущего поколения, музыкального образования, охраны авторских прав и т. д.

В мероприятии приняли участие видные представители российской музыкальной культуры  композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Александр Соколов, ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан Абдулатипов и другие,  руководители ТПП РФ, бизнесмены, эксперты, представители музыкальной общественности.

Подводя итоги обсуждения, Евгений Примаков отметил, что, прежде всего, необходимо активизировать законотворческую деятельность по обеспечению правовой базы для развития и защиты интересов российской культуры, в том числе и музыкальной. В связи с этим он попросил присутствовавших на заседании депутатов Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ содействовать скорейшему принятию законов «О культуре» и «Об образовании».

Глава ТПП РФ также напомнил, что в Палате России действует Центр помощи беспризорным детям, который многое делает, чтобы помочь таким детям приобщиться к музыкальной культуре. В этой связи он предложил вспомнить о такой форме благотворительной работы, как шефство: музыкальные коллективы могли бы взять шефство над конкретными детскими домами и другими детскими учреждениями.

Президент ТПП РФ также обратил внимание собравшихся на то, что хотя в последнее время уровень жизни в стране в России растет, пропасть между бедными и богатыми остается огромной (только по официальным данным, доходы 10 % самых богатых россиян в 17 выше доходов 10 % самых бедных). В связи с этим, по мнению Евгения Примакова, очень важно, чтобы государство на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) дотировало бы часть стоимости билетов для малоимущих граждан, прежде всего для учащихся детей. И это далеко не второстепенный вопрос. Глава ТПП РФ также обратил внимание участников заседания на важность проблемы подготовки музыкальных кадров и поддержки музыкальных музеев, в т. ч. и через интернет-проекты. Президент ТПП РФ, кроме того, назвал «просто убийственной» ситуацию с контрафактом музыкальной продукции в России и призвал что-то придумать для решения этой проблемы.

Один из видных участников заседания «Меркурий-клуба», художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, народный артист России Сергей Скрипка прокомментировал для ТПП-Информ ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере музыки.

– Сергей Иванович, какие достижения и проблемы существуют в музыкальной среде на данный момент?

– Народ потянулся к искусству. Период некоторой неразберихи и метания умов заканчивается. Люди понимают, что на том, чем нас «потчуют» с телеэкранов, особенно на тех телеканалах, которые называются государственными, к сожалению, молодое поколение не воспитаешь, не научишь ничему хорошему. Поэтому выход из этой ситуации такой: взять детей за руку и отвести в консерваторию, филармонию. Кстати, все залы с абонементными концертами для детей сейчас заполнены. Родители понимают, насколько это важно.

Крупные коллективы не распались, они находятся в хорошей форме. Это очень радует, честь и хвала их руководителям и тем, кто о них заботится.

О ситуации в целом я могу сказать, что культура еще дальше отдалилась от периферии. Раньше в любую филармонию по плану приезжали крупнейшие исполнители, и я, будучи еще юным, ходил в харьковскую филармонию на концерты. Тогда была настоящая бурлящая, кипящая жизнь, а сейчас уже редко когда что случается, особенно если немного отъехать от Москвы.

– Куда пропала классическая музыка из современного кино?

– Ее там, честно говоря, никогда и не было. Были биографические фильмы, например, о композиторе Михаиле Глинке, фильмы о людях искусства, ученых и военных начальниках, в которых звучала серьезная музыка. Раньше были фильмы, которые предполагали высокий стиль, а сейчас, к сожалению, ничего подобного нет. Не только биографических, исторических. Есть только картины про криминал или с хитро закрученным сюжетом.

Совершенно уничтожен такой жанр, как киносказка. Ее просто нет. Нет жанров «детский фильм», «фильм для семейного просмотра». Они не культивируются. А ведь жанры сами по себе не «произрастают».

– А как эти жанры культивировать?

– Нужно дать людям возможность пойти за музыкой. Чтобы это стоило недорого, чтобы было доступно не только по стоимости, но и по количеству представлений. Государственная политика в этом вопросе совершенно не проводится.

Если у человека есть любовь к музыке, он не потерял потребности ходить на концерты, в музеи, покупать диски, то это уже очень большое достижение. Задача музыкального просвещения – воспитать слушателя, человека, у которого есть интерес. Тогда человек получает дополнительный стимул в жизни, расширяет горизонты знаний. У него появляется новый смысл, духовный.

– Сергей Иванович, чем занимаются выпускники музыкальных училищ? Им есть, куда пойти?

– Еще в Советское время, когда была система распределения, консерватория, выпуская 30 хоровиков, не знала, куда их пристроить. Они шли на телевидение, на радио. Удивительные люди, хорошо знающие методы работы с коллективом, общительные, контактные.

Сейчас, к сожалению, пианист очень высокого уровня, получивший премию на одном из лучших мировых музыкальных конкурсов, почти не ездит с гастролями, филармония не берет его к себе в штат и консерватории не приглашают на работу. Я имею в виду конкретного человека, одного из лучших, на мой взгляд, пианистов. Сейчас существуют какие-то непонятные критерии отбора. Люди, увенчанные лаврами, находятся фактически «на побегушках», в надежде, что их хоть куда-нибудь пригласят. Система работы с этими уникальными, талантливыми людьми несовершенна.

Беседовала Ольга Несяева,
ТПП-Информ

Наша справка:
Скрипка Сергей Иванович 

Профессор по классу дирижирование, народный артист РФ, дирижер, педагог. Заслуженный деятель искусств России (1993), профессор (1997). Родился в 1949 г. Свое первое музыкальное образование получил в специальной музыкальной школе г. Харькова, а затем в Харьковском институте искусств, окончив его в 1972 г. по специальности «хормейстер» (класс К. Н. Греченко). Одновременно работал в оперной студии, где приобрел первый опыт профессиональной дирижерской работы.

В 1973 г. С. И. Скрипка поступил в МГК им. П. И. Чайковского в класс профессора Лео Гинзбурга, воспитавшего таких крупнейших дирижеров, как Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Дмитрий Китаенко и др. Занятия в классе этого выдающегося педагога, а позднее у него же в ассистентуре-стажировке стали для молодого музыканта настоящей школой мастерства.

Основная творческая деятельность дирижера Сергея Скрипки проходит в совместной работе с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, с которым он, начиная с 1977 г., записывает музыку к кинофильмам и выступает в концертах, в том числе за рубежом (1991 г.  Берлин, «Военный реквием» Бриттена; 1992 г. Франкфурт-на-Майне, «Реквием» Моцарта и Девятая симфония Бетховена).

С 1993 г. С. Скрипка является художественным руководителем и главным дирижером названного оркестра. В этом же году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

Еще одна грань творческих интересов С. Скрипки  работа с молодыми музыкантами. Под его управлением были подготовлены концертные программы интернационального молодежного симфонического оркестра международного музыкального лагеря в городе Твери, университетского оркестра шотландского города Абердина, студенческого оркестра РАМ им. Гнесиных. Здесь же Сергей Скрипка преподает с 1980 г., являясь профессором (с 1997 г.) кафедры оркестрового дирижирования.

Репертуарный список дирижера С. Скрипки весьма обширен. Он включает в себя произведения различных стилей и жанров. Заметно его тяготение к классическому и романтическому стилям, а также к редкоисполняющимся произведениям («Именинная» увертюра Бетховена, Симфония Ми-бемоль мажор П. И. Чайковского и др.). Впервые в СССР он исполнил ораторию «Страсти по Марку» Р. Кайзера, а также осуществил первые записи на компакт-диски произведений Р. Глиэра, А. Мосолова и В. Шебалина.

Ссылка на статью


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".