Парламентский клуб

http://parlament-club.ru/articles,special,1,67.htm


Японская кухня

//Журнал "Итоги" №24 (522), 12 Июнь 2006

В Осаке прошел первый японско-российский форум "Инвестиционные и торговые возможности сотрудничества России и Японии"

Фото: TOSHIFUMI KITAMURA/AFP
(Фото: TOSHIFUMI KITAMURA/AFP)

У вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова богатый опыт общения с японскими бизнесменами - несколько совместных проектов. Самый масштабный - Борский стекольный завод, это предприятие было модернизировано при содействии компании Asahi Glass и уже стало одним из лидеров на европейском рынке. Словом, Иванов точно знает, как японцы ведут переговоры. А происходит это так. Чистый лист бумаги они делят на четыре части, в первых трех размещаются одни и те же группы вопросов, но в разном порядке, в четвертом - предполагаемые ответы на основе предварительно собранной информации. Если партнер начинает путаться в показаниях, успеха не жди. Не исключено, что именно эти национальные особенности ведения бизнеса, а точнее - неумение российских предпринимателей к ним приноровиться и тормозит развитие нашей бизнес-дружбы. Сегодня российско-японский товарооборот составляет 10 миллиардов долларов, это 1/22 от объема торговли Японии и США и 1/19 - Японии и Китая. И такая арифметика не устраивает ни нас, ни японцев.

Одним из регулярных "информканалов", постоянной платформой для общения и призван стать японско-российский бизнес-форум, организованный силами экономической федерации промышленного района Кансай КАНКЕЙРЕН, общеяпонскими внешнеторговыми организациями ДЖЕТРО и РОТОБО, российским Агентством международных связей и сотрудничества и Парламентским клубом "Российский парламентарий" при поддержке Совета Федерации, Госдумы, Минэкономразвития и МИД РФ.

Большинство членов нашей делегации отправлялись в Японию впервые, и на борту JAL многие штудировали "сам-издат" об особенностях бизнес-этики японцев. Оказывается, при знакомстве с японцем лучше поклониться, а не тянуть руку лодочкой, и не надо смотреть в упор - это могут расценить как признак агрессии. Надо полагать, и принимающая сторона озаботилась изучением российских нравов: на первом приеме наши старательно кланялись, в то время как японцы тщились пожать чью-либо руку и поймать ускользающий взгляд. В результате обе стороны были приятно удивлены манерами друг друга.

Взаимопонимание крепло под хоровое пение "Подмосковных вечеров" и обожаемого японцами "Миллиона алых роз". Кстати, шампанского японцы практически не пьют, а пьют, как правило, в небольших количествах пиво, саке, виски; молодежь - вошедший в моду местный самогон сетю. Оттого, видимо, и не рискуют. Там, где наши бизнесмены отмерят семь раз, японцы - тридцать семь: масштабные проекты они часто расписывают на тридцать семь лет, почему именно на этот срок - никто, похоже, уже и не знает. И торопиться в принципе не любят. Как-то на Борском заводе наши рабочие в честь профессионального праздника сдали какую-то производственную линию на три дня раньше срока. Японские инвесторы пришли в ужас - мол, по инструкции не положено, значит, что-то не так. Открытие линии отложили ровно на те же три дня - проверяли все до винтика, но неполадок так и не нашли.

Интерес японцев к России велик: на форум пришли более двухсот предпринимателей, в том числе руководители таких столпов экономики, как Mitsui, Matsushita Electric Industrial (MEI), Daifuku Corporation. Как подчеркнул в интервью "Итогам" официальный представитель MEI Ясухиро Ниши, его соотечественники очень заинтересованы в расширении сотрудничества с Россией, но чрезвычайно мало о нас знают. Между тем в последнее время японские компании все активнее идут за рубеж - в основном в Корею и Китай. Это происходит во многом благодаря тому, что местные бизнесмены просто завалили японцев подробнейшими бизнес-проектами. Эту национальную особенность японского бизнеса нашим предпринимателям необходимо учитывать.

Партнерство с японскими корпорациями способно заметно укрепить позиции российских предприятий. Так, Борский стекольный завод, модернизированный при содействии компании Asahi Glass, стал одним из лидеров европейского рынка
Партнерство с японскими корпорациями способно заметно укрепить позиции российских предприятий. Так, Борский стекольный завод, модернизированный при содействии компании Asahi Glass, стал одним из лидеров европейского рынка
(Фото: Николай Мошков/ИТАР-ТАСС)

Самым, пожалуй, востребованным на форуме оказался проект, представленный президентом группы компаний Batintertrade (официальный дилер General Motors) Алексеем Волобаевым. Он предложил японцам поучаствовать в создании автосервисной сети, способной мгновенно обеспечивать японскими запчастями все российские города и веси. Как сообщил "Итогам" по окончании форума гн Волобаев, уже ведутся переговоры с представителями всех присутствовавших на форуме двенадцати компаний-производителей и оптовиков, торгующих запчастями.

Большой интерес вызвали выступления вице-губернаторов: нижегородского - Владимира Иванова и пензенского - Александра Черницова, пригласивших японских бизнесменов к участию в крупных инвестиционных проектах в сфере производства и строительства и гарантировавших им поддержку всей мощью административного ресурса. По информации "Итогов", призыв регионального руководства не пропал втуне: вице-губернаторы обросли деловыми контактами и договорились с японскими партнерами продолжить переговоры.

Зампредседателя правления ОАО "Страховая группа "СОГАЗ" Мартина Рихтер в интервью "Итогам" отметила: "Нашей главной задачей было почувствовать японский рынок, понять, какие тут есть стратегические возможности. Мы сделали это, я довольна". Уточним: СОГАЗ присматривается к перспективным партнерам по страхованию возможного дальневосточного проекта "Газпрома", и по окончании форума его представители провели переговоры с третьей по величине в Японии страховой компанией Mitsui Sumitomo Insurance.

Управляющий директор финансовой компании "ТуранАлем Капитал" Мухит Абдрасилов, предложивший японцам сотрудничать по широкому спектру направлений - от размещения так называемых мостиковых займов и ипотечных облигаций на международном рынке до вхождения в акционерный капитал компании, был несколько разочарован отсутствием скорой реакции. С таким подходом к делу, считает гн Абдрасилов, японцы вполне могут опоздать к дележу российского пирога. Впрочем, столь сдержанная реакция во многом объяснялась тем, что незадолго до этого в Осаке прошел российско-японский банковский форум, "оттянувший" потенциальных партнеров "ТуранАлем Капитал".

Конечно, первый "блин" вышел не без изъянов, не всем удалось найти потенциальных партнеров. Представители нашего торгпредства, например, были обижены тем, что при подготовке бизнес-форума их возможности не использовали в полном объеме. А выступление вице-президента агентства экономической безопасности "Август" и вовсе многих повергло в состояние шока: гн Филип гарантировал японским бизнесменам, разомлевшим от рассказов о цивилизованном российском рынке, охрану японских грузов от грабежей и разбоя, пообещав отыскать их самих, если вдруг умыкнут...

Но общее впечатление у японских участников, как выяснил корреспондент "Итогов" путем блиц-опросов, вполне благоприятное. По словам главного организатора форума с японской стороны Уцудзаки Мицуйо (автора знаменитого по всему миру архитектурного проекта "Мамин дом", который, возможно, будет изучаться и в рамках российской программы доступного жилья), ее ожидания в связи с форумом оправдались, но еще большие надежды она возлагает на будущее.

По мнению главы российской делегации зампредседателя Комитета по международным делам Совета Федерации Василия Лихачева, начало 2006 года по деловому настрою вполне можно назвать "русским сезоном" в Японии, и у Москвы и Токио есть все шансы перейти от "сезонности" к полноценной взаимовыгодной системе сотрудничества на базе государственно-частного партнерства. Налицо интерес к долгосрочному сотрудничеству с российскими партнерами не только на уровне китов японского бизнеса, но и на уровне средних и малых предприятий, и нам нельзя этот интерес терять и по экономическим, и по политическим причинам, считает Лихачев.

При этом форум высветил и немало проблем, прежде всего слабую информированность японцев о России, отсутствие системы взаимодействия и четкой координации российских учреждений на японском направлении - МИД, МЭРТ, банков, ТПП, РСПП... Путь к решению, по мнению Лихачева, лежит через объединение ресурсов дипломатии - официальной, народной, парламентской, на уровне бизнес-сообщества.

А о спорных островах в Осаке и Токио если и вспоминали, то лишь в том контексте, что эта проблема не должна мешать укреплению экономической дружбы. Кстати, по свидетельству многих россиян, работающих в Японии, сегодня эта проблема на уровне бытового сознания стала почти риторической - чем-то вроде "Кемской волости" для современных шведов...


Версия для печати