Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Борис ГРЫЗЛОВ о 100-летии учреждения Государственной Думы в России

//Журнал "Российская Федерация сегодня", №9 2006, 27 Апрель 2006

О 100-летии учреждения Государственной Думы в России

Борис ГРЫЗЛОВ
Доклад на торжественном заседании,
посвященном 100-летию российского парламентаризма

Не первый раз в Таврическом дворце встречаются участники торжественных мероприятий, посвященных юбилею учреждения Государственной Думы в России . Но сегодня, через сто лет после знаменательного события, мы избрали особый формат юбилейных мероприятий. В том же зале заседаний, где собиралась Первая Дума, проходит заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. От имени депутатов Государственной Думы и всех организаторов мероприятия приветствую наших гостей: делегации органов законодательной власти зарубежных государств, представителей авторитетных международных организаций, членов Правительства Российской Федерации, руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

100 ЛЕТ НАЗАД здесь, в Таврическом дворце, кипели политические страсти и достигались компромиссы, звучали яркие выступления думских ораторов и членов правительства, обсуждались ключевые вопросы развития страны.

Когда я бываю в Таврическом дворце, то всегда испытываю волнение. Уверен, что чувство исторической сопричастности разделяют сегодня все собравшиеся в этом зале.

Появление Думы и первые выборы депутатов — это было невиданным для империи событием. Россия преодолевала дистанцию, отделяющую неограниченный абсолютизм от парламентской монархии, резкими скачками. То, на что другие страны тратили годы, иногда десятилетия, Россия прошла за месяцы.

27 апреля 1906 года первый Председатель Первой Государственной Думы Сергей Андреевич Муромцев произнес в этом зале исторические слова: “Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах, на благо избравшего нас народа, на благо Родины”.

Сегодня эти слова звучат как завет будущим парламентариям, всем, для кого дороги идеалы парламентаризма.

СТОЛЕТИЕ уже стало событием международного значения. В истории государств, чьи представители присутствуют в этом зале, немало общих памятных дат. Но учреждение Первой Государственной Думы занимает среди них особое место. Участие в мероприятиях, посвященных юбилею, напоминает об объединяющих нас событиях прошлого. Кроме того, это хорошая возможность рассказать о развитии народного представительства в наших государствах, о перспективах, возможностях и традициях сотрудничества, обменяться накопленным опытом.

Хотя сегодня и сложно говорить о прямой правопреемственности между Государственной Думой Российской империи и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, историческая связь между ними очевидна. Для нас, граждан России, события 1906 года стали началом нового этапа в истории народовластия, стали началом истории парламентаризма в нашей стране.

Не случайно инициатива проведения юбилейных мероприятий привлекла такое внимание. Состоялся целый ряд конференций и “круглых столов”, изданы книги, созданы интернет-сайты. Результаты юбилейных мероприятий — от представительных международных форумов до школьных уроков, посвященных истории парламентаризма, — имеют прямое отношение к перспективам развития демократических институтов, укрепления связей между властью и избирателями, повышения эффективности государственного управления.

ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ обсуждение задач развития институтов народного представительства имеет важное практическое значение. Оно связано с теми перспективами, которые отражены в принятых нами в последние годы законодательных актах. Какие же это перспективы?

Повышается роль законодательных органов власти в субъектах Федерации — именно они в настоящий момент утверждают кандидатуру главы региона, а также участвуют в процессе определения этой кандидатуры. Законодатели субъектов Российской Федерации сегодня имеют все возможности для разработки и реализации стратегии развития своего региона.

Реформа местного самоуправления также ориентирована на существенное повышение роли представительных органов.

Обновилась законодательная основа деятельности самой Государственной Думы. Дума следующего созыва будет избираться по пропорциональной системе. Так же, как в ряде других стран, в России на протяжении последних лет шел поиск оптимальной модели избирательного процесса. Сегодня мы можем сказать, что процесс обновления избирательного законодательства в основном завершен, и он согласован с процессом развития партийной системы.

Мы считаем пропорциональные выборы важным фактором укрепления партийной системы, позволяющим повысить ответственность политических партий и подотчетность всех органов власти гражданам страны. Пропорциональная система дает возможность более точно отразить политические настроения общества, чем система одномандатных округов. Одновременно принятый нами вариант пропорциональной системы учитывает региональную специфику, федеративное устройство Российской Федерации.

Сохранение одномандатных округов на региональном уровне — не просто дань традиции, но и признание того факта, что в небольших по площади и численности избирателей округах кандидаты действительно могут победить, опираясь преимущественно на собственные силы, поддержку сравнительно небольшой группы своих сторонников. В больших же избирательных округах, где избирались депутаты Государственной Думы, самостоятельная победа кандидата была практически невозможна.

Фактически Россия возвращается к пропорциональной системе. Первые выборы, правовая основа которых в полной мере отвечала демократическим принципам — выборы в Учредительное собрание в 1917 году, проходили именно по такой системе. Интересно, что и тогда, и сейчас для перехода к пропорциональной системе потребовались четыре созыва Государственной Думы. Можно предполагать, что при более благоприятных условиях пропорциональная система была бы в России уже давно устоявшейся.

КОНЕЧНО, ВСЕГДА СЛОЖНО отвечать на вопрос “что было бы, если”, всегда сложно сравнивать внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку разных эпох. Например, ситуацию 1906 и 2006 годов. Однако, изучая события тех лет, мы можем извлечь немало уроков, полезных для современных парламентариев.

И в различных эпохах, и в различных странах переход к расширению народовластия имеет много похожих характеристик. Не случайно внимание к опыту развития парламентаризма так высоко и у политиков, и у широкой общественности.

Россия активно использует этот опыт, процесс развития парламентаризма продолжается. Определяются контрольные полномочия парламента, совершенствуются отношения между двумя палатами Федерального Собрания, отношения с другими органами государственной власти.

Общество обращается к истории, чтобы осознать всю глубину истоков демократического развития, силу стремления людей к свободе и справедливости, к достойной жизни. Понимая, какие трудности уже преодолены, мы оцениваем, какие вопросы еще ждут своего ответа. Собственная история и международный опыт — два важнейших источника такой объективной оценки.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЗАДАЧАХ совершенствования системы отношений российского парламента с другими федеральными органами власти, то на сегодняшний день, по мнению депутатов, самого серьезного внимания требует развитие отношений между парламентом и Правительством. Вопросы подотчетности правительства парламенту актуальны даже в тех странах, где законодательно закреплен принцип правительства парламентского большинства. Понятно, что в России, где Дума, в соответствии с Конституцией, утверждает кандидатуру Председателя Правительства, а не отдельных министров, этот вопрос требует особого внимания.

Какие задачи в этой связи реализуются сегодня? Помимо использования таких доказавших свою эффективность инструментов, как парламентские запросы, проведение “правительственных часов”, депутаты стремятся сделать максимально открытым весь процесс диалога между парламентом и органами исполнительной власти. Это относится, например, к предварительным консультациям по проекту бюджета, который, по Конституции, готовит и вносит Правительство.

Для Государственной Думы важно конструктивное взаимодействие с главой государства. Мы можем констатировать, что в четвертом созыве обеспечен именно такой формат совместной работы парламента и Президента. В результате сам законотворческий процесс становится более эффективным, и это положительно сказывается на качестве решения задач, которые стоят перед страной.

Большая открытость и прозрачность власти связаны с задачей более четко представить гражданам ход повседневной, рутинной работы депутатов по обсуждению законопроектов, а также инициатив, еще не ставших законопроектами. Эта работа идет не только в комитетах, но и в исследовательских центрах, дискуссионных клубах, участниками которых являются депутаты. Избиратели должны знать обо всех направлениях работы депутатов, должны иметь возможность получить полную информацию.

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА работала 72 дня. Но длительность — не единственный показатель исторического значения того или иного события. Тем более что Россия шла к этому институту народовластия гораздо дольше. В этой связи уместно вспомнить и о древнерусском вече, и о созыве Уложенной комиссии — опыте XVIII века, вдохновленном идеями Просвещения. И об инициативах великого реформатора Михаила Михайловича Сперанского, и о многих других проектах. Но в конечном счете потребовались Великие реформы середины XIX века, потребовалась беспрецедентная активизация общественной жизни, чтобы российский парламентаризм стал реальностью.

Вспоминая все это, мы видим, насколько важен учет исторических реалий эпохи. Нельзя подходить к событиям прошлого исключительно с меркой сегодняшнего дня. Необходимо в полной мере осознать значимость постепенного и последовательного продвижения вперед.

ДОЛГИЕ ГОДЫ значение первых государственных дум недооценивалось. В основном это было связано с идеологическими ограничениями советского периода, предложившего принципиально иную модель. Модель, не связанную с демократическими выборами и лишь формально, но не на практике, признававшую ряд прав и свобод.

Вместе с тем мы не должны упускать из виду и другие особенности советского периода. Это попытка обеспечить представительство в органах власти различных профессиональных, национальных и социальных групп, развитие весьма стройной правовой системы и механизмов взаимодействия депутатов и избирателей.

Я обращаю на это внимание по той причине, что современный парламентаризм в России в начале 90-х годов столкнулся с очень серьезным вызовом. Многие избиратели, положительно оценивавшие те или иные стороны советской системы, прежде всего высокую социальную защищенность, высказывали недоверие к новым политическим институтам.

Можно сказать, что в процессе перехода от авторитарной системы к демократии и рыночной экономике обществу приходится выдерживать конкуренцию с собственной историей. Вызов для российского парламентаризма заключался в том, чтобы доказать, что демократическая система не просто снимает ограничения на реализацию личных, политических, экономических прав и свобод, но и более эффективна для решения задач развития страны. Главное здесь — не повторять цитаты о значении демократии, не ссылаться на чужой опыт, а доказывать самим.

Конечно, в основном этот вызов преодолен — еще в 1993 году граждане России поддержали Конституцию Российской Федерации. Уже почти никто не считает возможным или целесообразным возвращение к советской системе. Но задача повышения эффективности системы управления при строгом сохранении ее демократических принципов является и сегодня актуальной.

Тем более что и в России, и в других странах значимость вопросов социального развития, социальных гарантий, развития образования и здравоохранения, борьбы с безработицей и реализации права на труд все возрастает. И главным условием для ответа на эти вопросы мы считаем быстрый и качественный экономический рост, повышение качества жизни.

Экономическое развитие при решении важнейших социальных проблем — принципиально важное условие устойчивости демократии. Пример из истории России — неудача попытки демократического развития, предпринятой после Февральской революции. В годы Гражданской войны были сметены все демократические достижения февральского периода, от свободы слова до свободных выборов. Потому что тогда не был намечен путь к решению главных вопросов — о земле, об окончании мировой войны, о национальном развитии.

Конечно, события 1917 года — явление иного порядка, чем проблемы, которые приходится решать парламентариям в большинстве случаев. Вопрос редко ставится настолько остро. Но это хороший пример того, к чему приводит невнимание к задачам экономического и социального развития, особенно в условиях перехода от авторитарной политической системы к системе демократической. Он напоминает нам о политической ответственности, в том числе о политической ответственности парламентариев, о необходимости реалистичного подхода к вопросам жизни страны.

ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, а также опыт последних лет, Государственная Дума четвертого созыва уделяет особое внимание экономическому законодательству. Мы ставим задачу обеспечения быстрого и устойчивого роста, создания новых рабочих мест, ухода от сырьевой направленности экономики.

Учитывая международный характер юбилейных мероприятий, будет очень полезно обменяться с нашими гостями опытом работы в социальной сфере, опытом подготовки соответствующих законодательных решений. Полагаю, что те масштабные задачи, которые реализуются в России в рамках приоритетных национальных проектов, интересны и значимы не только для граждан нашей страны. Вместе с тем и для депутатов, и для российской общественности важен опыт наших гостей. Ведь с конца 80-х годов многим из нас приходилось решать ряд сходных задач.

ГОВОРЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ ОПЫТОМ, хотел бы обратить особое внимание на одну из основополагающих проблем. Долгое время считалось достаточным копировать других, чтобы добиться успеха. Этот принцип применялся и в политике, и в экономике.

На протяжении многих лет с университетских кафедр и на политических форумах озвучивалась концепция о неизбежности “догоняющего развития”. Некоторые делали выводы о “предопределенной отсталости” тех или иных стран. Эти представления не выдержали столкновения с реалиями современной жизни. Мир развивается по-другому. Многие государства, входящие сегодня в число лидеров по тому или иному направлению, еще сравнительно недавно были почти незаметны в глобальных экономических отношениях.

Поэтому очень важно отказаться от стереотипов в оценке не только экономики, но и вопросов истории и политики. Очень важно не создавать новых стереотипов, тем более что чаще всего они основаны на недостатке объективной информации.

ВАЖНОСТЬ ОТКАЗА ОТ СТЕРЕОТИПОВ очевидна и в связи с активизацией политических и в том числе межпарламентских контактов между государствами.

Парламентарии во многом задали направления и формат европейского и мирового диалога в начале XX века. В числе первых лауреатов Нобелевской премии мира были видные деятели парламентской дипломатии. Государственная Дума включилась в международный диалог сразу же после создания, то есть в 1906 году.

Роль парламентов очень высока в работе над разрешением существующих конфликтов и разногласий. Ведь сердцевиной парламентаризма всегда был процесс диалога, согласования различных точек зрения, присутствующих в обществе. Парламентская дипломатия — один из самых коротких путей, соединяющих интересы избирателей и задачи международного мира и стабильности. Она необходима в современном мире.

С учетом наших исторических связей, заинтересованности в расширении круга и масштаба контактов, будет уместно обсудить, как мы, парламентарии, можем наполнить многостороннее и двустороннее сотрудничество государств экономическими, культурными, дружескими связями жителей наших стран. В проекте обращения к народам мира и парламентам государств мира, который мы сегодня рассмотрим, подчеркивается необходимость сохранять и использовать лучшие традиции парламентаризма, повышать его роль в решении глобальных проблем.

Целесообразно, чтобы парламентские встречи сопровождались контактами деловых кругов, контактами между регионами, культурными инициативами. Такие встречи позволяют сформировать объективную картину существующего состояния и перспектив наших отношений. Это возможность получить из первых рук информацию по самому широкому кругу вопросов.

ПРОЧНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ, их постоянное укрепление тесно связаны с сохранением политической стабильности. Для современной России важнейшим фактором развития стала стабильность конституционных положений.

Конституция Российской Федерации была одобрена гражданами России на референдуме 12 декабря 1993 года. Одновременно состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания первого созыва, выборы членов Совета Федерации. Эти события, прежде всего принятие Конституции, ознаменовали преодоление угрозы общественного раскола, зримо проявившейся осенью 1993 года.

Если не считать изменений в перечне субъектов Федерации, Конституция России уже сейчас остается неизменной дольше, чем любая из предшествующих конституций Советского Союза:

Конституция Советского Союза 1924 года была изменена уже в следующем, 1925 году.

Конституция Советского Союза 1936 года была изменена меньше чем через два года, в 1938 году.

Новая редакция Конституции СССР 1977 года была принята через 11 лет — 1 декабря 1988 года.

Конституция Российской Федерации действует без поправок уже более 12 лет.

Стабильность конституционных положений не препятствует совершенствованию законодательства. Оно эффективно осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации — Конституции демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Развивается и правовая основа деятельности парламента. Каждый созыв, каждый период с 1993 года — и в условиях отсутствия устойчивого большинства, и в условиях преобладания оппозиции, и в условиях парламентского большинства, поддерживающего курс Президента, — каждый период парламентской истории современной России внес свой вклад в развитие парламентских институтов. И этот процесс, истоки которого в событиях, произошедших сто лет назад, продолжается.

Уважаемые коллеги!

С 1993 года состоялись четыре созыва Государственной Думы. Таким образом, по числу созывов парламента современная российская история сравнялась с дореволюционным периодом, а по числу лет, в течение которых работает парламент, — превысила.

Название нашей палаты парламента — Государственная Дума — свидетельство признания исторической заслуги наших предшественников, свидетельство преемственности национальных традиций. Вместе с тем официальное включение в текст Конституции термина “парламент” подчеркивает связь отечественной истории с традицией и ценностями мирового парламентаризма.

Именно так, уважая сложившиеся традиции, внимательно учитывая зарубежный опыт, руководствуясь интересами граждан России, строго соблюдая общепризнанные демократические принципы, Государственная Дума строит свою работу.

Идеалы парламентаризма сыграли важную роль в истории нашей страны. Но парламентаризм — не просто часть исторической судьбы России. Это гарантия того, что мечта о достойном будущем станет реальностью.


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".