Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



«Меркурий-клуб» занялся посредниками

//"Торговая газета", 28 Октябрь 2009

«Меркурий-клуб» создан по инициативе ТПП РФ в 2002 году для
постоянного и конструктивного диалога предпринимателей и всех форм власти.

Работа его, по крайней мере, видимая часть, представляет собой "мозговой штурм" силами интеллектуально-деловой элиты в связи с возникающими в  экономике проблемами. Очередное заседание, состоявшееся 20 октября, было посвящено "Проблемам посреднических структур в экономике России".

- Важнейшая проблема, стоящая в этой области деятельности в РФ, – это оптимизация связи между производителем и потребителем, - сказал, открывая заседание, председатель правления "Меркурий-клуба", президент ТПП РФ Евгений Примаков. Само по себе посредничество - это, по сути дела, инфраструктура, без которой не может существовать рыночная экономика".  

Посредническая деятельность существует во всех развитых странах, но в нашей стране доля оптовой наценки на поставки товаров в розничную
торговлю составляет 8-10 процентов, за рубежом - 1-2 процента.
Так что, похоже, опять требуется вмешательство государства в
регулирование посреднической деятельности. Тем более, что посредники
включаются даже в организацию госзакупок. Как избавиться от чрезмерного
участия в торговом процессе этого звена? В какой степени оно может
приносить пользу и как направлять эту сферу торговой деятельности с учетом минимизации розничных цен? Досадно, что, пройдя посреднические круги, которые не производят и не продают в руки потребителя продукцию, эти фирмы получают доходы, отнимая их у ретейлеров, и усложняют конечную реализацию товара из-за роста цен.  

И все-таки их услугами пользуются все продавцы. Они оказываются
необходимым в современной сложной системе логистики – продвижении любого товара. Но, почему без их участия, напрямую к потребителю поступает в Европе – 60, в Америке – 80 процентов товаров, а в нашей стране только порядка 15 процентов. Остальной объем берут на себя посредники. Выходит, что в России свой вариант рыночной экономики, в которой у посредничества чрезмерно раздутые права и возможности?
"В развитых экономиках посредники обеспечивают наличие товара в любой
точке страны, - поясняет генеральный директор Национального института
развития РАН Михаил Гельвановский, - объективно способствуют выравниванию цен". На эти же задачи должны быть нацелены их структуры и на огромных просторах России.  

Но все-таки в нашей стране придуманы ступенчатые посреднические
услуги, так называемые "накрутки", в результате которых цены становятся
непомерно высокими. Такое "паразитарное посредничество" создается для
получения прибыли на голом месте. Причина этого и слабое законодательство, и, главное, отсутствие конкуренции. Монополии превращают свободу ценообразования и конкуренцию, главные достоинства рыночной экономики, в своевольное установление цен на ничем не оправданном высоком уровне. А  монополиями в России насыщены все регионы.  Так что не удается нам прямой перенос западной модели экономики, как бы ни настаивали "ярые" рыночники на том, что законы рынка незыблемы, и нельзя перестраивать их на российский лад. Но в нашей стране молодая рыночная экономика произросла на народном хозяйстве, которое формировалось на законах Маркса о специализации и концентрации
производства. На это обратил внимание бывший последний председатель
Госплана СССР, Владимир Щербаков. В настоящее время он является
председателем Совета директоров группы компаний "Автотор". По его мнению, за 20 лет после СССР так и не произошли перемены в характеристиках рынка,  необходимых для формирования конкурентной среды. И если в дорыночной экономике Госплан определял плановое движение товарной массы, то теперь эту работу выполняют посреднические фирмы. При отсутствии отраслевой конкуренции они могут разрастаться, взращивать цены, диктовать надбавки к ценам. И попытки избавиться от них силовыми методами проблему не снимут, а
приведут к глубинному теневому посредничеству. Посредничество и сейчас,
влезая в отношения между производителем и продавцом, пользуется схемами, скрытыми в тени. Это на его поле возникают структуры для проведения  "откатов", рэкета, коррупции, организации "крыши" и минимизации налогов.  

А в результате, растут цены, что особенно заметно в фармацевтике, где
посредничество привело к тому, что, как сообщили участники дискуссии, цены на лекарства возрастают в сотни раз. Формально в этой сфере работают
более 2000 посредников, а фактически в цепочку входит нескольких десятков
фирм по производству, покупке, продаже, перепродаже медсредств. Их
возглавляет хозяин, зарегистрировавший свой бизнес в оффшорной зоне, куда и уходят прибыли, созданные возрастающими ценами на лекарства.
В результате в то время, когда в кризисном Западном мире – дефляция,
у нас в стране инфляция, как заметил директор Института экономики РАН
Руслан Гринберг. Среди стран "двадцатки" двузначная инфляция только в
России. Из-за того, что у нас мало производителей и мало продавцов, то
есть в отсутствие полноценной конкуренции появляются возможности для
ценового сговора. Как долго население будет страдать от роста цен на
товары первой необходимости? Ведь если конкуренция, способная повлиять на формирование цен в сторону понижения, не получилась за 20 лет новой
российской экономики, то сколько еще ее дожидаться, чтобы увидеть на
полках подешевевшие мясо, молоко и хлеб?
Как считает Гринберг, бесконкурентная среда – "возможно, самое
большое поражение в ходе многолетней трансформации нашей экономики".
Известный экономист предлагает включить механизм для снижения цен и
социальной защиты населения, не дожидаясь решения проблем посредничества и конкуренции населения - "субсидирование производства определенного круга базовых продовольственных товаров. В таком случае ценообразование остается рыночным, а государство поддерживает товаропроизводителя". А по поводу выдачи субсидий потребителям, введения так называемых колбасных или
хлебных дотаций, ученый сказал, что нашей стране, где количество
обездоленных слишком велико, да и потратить деньги они могут не на
продукты, этот вариант не годится.  В процессе дискуссии члены "Меркурий-клуба" пришли к выводу о том, что посредников стоит разделить на "полезных" и "паразитарных". "Первые
помогают производителям наладить связи с крупными розничными сетями,
организуют доставку товаров из одного региона в другой, способствуют
небольшим производителям пробиться на соседние рынки", - считает
замминистра промышленности и торговли, статс-секретарь Станислав Наумов. А "паразиты" гонят вверх цены, увеличивая собственную маржу". Вот с ними-то и нужно бороться.

Как их отличать? Да просто органам власти, регистрирующим предприятие, нужно рассмотреть и оценить, записанную в его уставе "экономическую цель".  

А, региональным властям впоследствии - контролировать соответствие их деятельности целям, записанным в основном документе фирмы. Тогда можно отследить "паразитарного посредника".

Глава совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили, гендиректор ЗАО "Техноконсалт", председатель подкомитета по инвестициям в инновации Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Сергей Симаранов, директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова и другие выступавшие представили собравшимся свое видение проблемы посредничества в России.

Подводя итоги дискуссии председатель правления "Меркурий-клуба"
Евгений Примаков отметил что "безусловно, еще будет серьезнейшим образом анализироваться проблема регулирования уровня цен. Нужно ли их как-то регулировать, и если да, то как; или вообще следует отказаться от этого в пользу каких-то других механизмов? Дискуссия в рамках клуба, является шагом на пути к решению проблемы.

 

 

Ссылка на статью

 


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".