Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Посреднических структур в российской торговле должно быть меньше

Посреднических структур в российской торговле должно быть меньше

//Финам.ru, 23 Октябрь 2009

Посредники в российской торговле появились в период развития торговых сетей, когда небольшие региональные компании пытались стать федеральными, и им необходима была помощь в развитии. В условиях кризиса проблема посреднических структур в российской торговле только обострилась.

"У нас к потребителю напрямую поступает порядка 15% товаров, тогда как в Европе - 60%, в Америке - 80%, - сказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков на очередном заседании "Меркурий-клуба" ТПП. - На российском рынке широко распространена многоступенчатая система посреднических услуг, и это негативное явление. Так, в сфере оборота лекарств действует более 2 тысяч посреднических фирм, а в европейских странах таких компаний - единицы, и, как следствие, меньше посреднических наценок". Наценки, которые в конечном итоге бьют по кошельку потребителя, - сегодня главная проблема развитии рынка посреднических структур в России. "С другой стороны, рынкам в России, в том числе рынкам локальным, нужна демонополизация, - продолжает Примаков. - Если нет конкуренции, то монопольные цены движутся только в одном направлении - вверх".

По мнению генерального директора Национального института развития РАН Михаила Гельвановского, наценки и другие проблемы посреднической деятельности в России появляются из общей неурегулированности экономики. "В результате, преследуя, как и положено в бизнесе, цель получить прибыль, посредники делают для этого то, что невыгодно производителю: усложняют и удорожают путь товара к потребителю. В развитых экономиках посредник обеспечивает наличие товара в любой точке страны, объективно способствует выравниванию цен. В России посредники ассоциируются со ступенчатыми посредническими "накрутками", в результате которых цены становятся непомерно высокими", - говорит он.

Директор ФГУ "Научно-исследовательский институт физико-химической медицины" Валерий Сергиенко привел пример того, как избыточное число посредников, помимо помимо увеличения цены на товары, еще и является не совсем законным. "Считается, что в сфере оборота лекарств в стране работает более 2000 посредников. Формально это так и есть, но на самом деле хозяев этих фирм совсем немного. Производство, покупка, продажа, перепродажа - каждая такая цепочка из десятков фирм имеет одного хозяина, а все это нужно для того чтобы уменьшить налоги, получить максимальную прибыль и вывести ее в оффшорную зону. Вот и получается, что есть лекарства, цена которых на таможне - 8 рублей, а конечная, розничная цена - 800 рублей за упаковку!", - возмущается он.

В сентябре этого года вступил в силу Закон о торговле, где определен предел торговой наценки для ритейлеров, с помощью которой торговцы компенсируют в том числе и расходы на посредников. По мнению главы торговой компании X5 Retail Group Льва Хасиса, закон направлен на решение политических проблем. Представитель Минэкономразвития Александр Пироженко, напротив, настаивает на том, что государство не стремится регулировать цены, поскольку единственный регулятор на рынке - это конкуренция. А в российской рознице, по его словам, она развивается наиболее активно.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг отметил, что предлагаемые ограничения уровня цен в условиях рыночной экономики "могут быть очень опасными". "Если мы пойдем этим путем, то очень быстро появится дефицит; режим ограничения цен может быть действенным только в течение нескольких месяцев. В действительности есть только одно реальное средство - субсидирование производителей, и, если проанализировать складывающуюся у нас ситуацию, то именно таким путем лучше идти. Это эффективнее, чем прямой контроль цен", - говорит он.

Торговые сети заинтересованы в накручивании цен в своих магазинах - поэтому пытаются как можно реже прибегать к услугам посредников и даже пытаются самостоятельно договориться с производителями. Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова заявила, что региональные торговые сети, напрямую сотрудничая с производителями, снижают цены в рознице на 30-40%. "В итоге, роль посредников сузится до форм среднего и малого бизнеса, - отмечает заместитель министра промышленности и торговли Сергей Наумов, говоря о работе производителей с ритейлерами напрямую. - И вопрос надо ставить так: как ускорить этот процесс".

Однако проблемы, связанные с существованием на рынке посредников, - следствие молодости рынка и отсутствия инфраструктуры и конкуренции, неоправданных законодательных ограничений и коррупции. Поэтому решение проблемы посредников не сделает ритейл в России более цивилизованным и снизит цены в магазинах.

Председатель совета директоров компании "Автотор" Владимир Щербаков утверждает, что решать вопросы, связанные с недостатками посреднической деятельностью в России невозможно без разрешения глубинных противоречий российской торговли. "Пока в России не будет пересмотрена структура производительных сил и не изменится структура производственных отношений, с недостатками посреднической деятельности, а, следовательно, и с высокими ценами в рознице ничего нельзя будет сделать, - заявил он. - А "налеты с шашкой" - стремление государства регулировать цены не продуктивно. Это не приведет ни к чему другому, кроме как к уходу экономики в тень".

Челпанова Милана

Ссылка на статью


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".