На премьерном показе фильма "Царь" присутствовали режиссер Павел Лунгин, писатель Михаил Веллер, заместитель председателя Госдумы Артур Чилингаров, зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович, депутат прошлых думских созывов Василий Шандыбин, глава СПХ и СПБ Леонид Симонович-Никшич, глава московского отделения Союза Православных Граждан Кирилл Фролов, представитель Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Дмитрий Пахомов, член Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата Аркадий Малер и другие.
Культурное событие, прошедшее в стенах Малого зала Госдумы, собрало много журналистов. До этого фильм "Царь" показывали только на открытии 31-го Московского Международного кинофестиваля и в рамках программы "Особый взгляд" на 62-м Каннском кинофестивале.
Показ фильма вызвал противоположные оценки со стороны участников просмотра. Писатель Михаил Веллер ехидно поздравил Павла Лунгина с удачей и сказал, что фильм в итоге внушает отвращение к "проклятому царизму", вообще к власти и идее государства. Кирилл Фролов с Веллером не согласился и сказал, что никакого оскорбления российской государственности он в фильме не увидел и что бессмысленно оправдывать Ивана Грозного с точки зрения интересов России, хотя очернять все в нашей истории тоже бессмысленно. Ему вторил Аркадий Малер, который поблагодарил режиссера за "символический" фильм и пожелал, чтобы в будущем делалось больше фильмов о "светлых" сторонах нашей истории. Василий Шандыбин сначала заявил, что Иван Грозный казнил сравнительно мало людей, а потом переключился на обвинения современной Церкви в разных проступках.
С наиболее резкой оценкой в отношении показанного фильма выступил Леонид Симонович-Никшич. Признав талантливую игру актеров, он назвал фильм в целом "страшной пародией на Россию" и "кощунственным безобразием". Вместо пропаганды и утверждения исторической правды, силы, славы и гордости России мы в итоге получили, по словам главы СПХ и СПБ, "страшный плевок в лице крайне искажённого и карикатурного образа нашего первого Помазанника Божьего".
В ответ на это Павел Лунгин выступил с длинной отповедью, в которой он заявил, что "мифы о счастливом правлении Ивана Грозного надо просто забыть", что Иван Грозный проиграл все войны, кроме взятия Казани, что полякам он проиграл из-за своего "своеволия" и "желания быть богом", что он убил своего наследника, и Смутное время тоже произошло по его вине, и т.д.
После этого представитель Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Дмитрий Пахомов поспешил заявить, что позиция Леонида Симоновича-Никшича - не позиция Церкви и попытки канонизировать Ивана Грозного не пройдут. При этом необходимо отметить, что о канонизации первого Русского Царя в речи главы СПХ и СПБ не было сказано ни слова. А какова позиция Церкви - решать всей полноте Церкви.
В эти дни - праздника Покрова Пресвятой Богородицы - отмечается день взятия Казани Русским войском во главе с Царём Иоанном IV Грозным. Подкармливаемые западными и турецкими спецслужбами провокаторы традиционно устраивают по этому случаю в Казани мероприятия "памяти жертв покорения Казани". По странному совпадению в эти же дни госсекретарь США Хиллари Клинтон прибыла в Казань с "дружественным визитом". А 4 ноября сего года - в день памяти Казанской иконы Божией Матери и государственного праздника - Дня народного единства - нас ждет общероссийская премьера фильма "Царь".
Союз Православных Хоругвеносцев и Союз Православных Братств готовят акцию протеста против лживого, русофобского, антиисторичного и кощунственного фильма-фальшивки, очерняющего образ первовенчанного Русского Самодержца.
Стенограмма выступления главы СПХ и СПБ Леонида Симоновича-Никшича.
Я буду выступать от Союза Православных Братств Русской Православной Церкви. Леонид Донатович Симонович-Никшич.
Как ни странно, я пока что согласен с Михаилом Веллером. Фильм является, скажем так, прямо, страшной пародией на Россию. И на её историю (из зала: "Правильно!"). И он является не просто пародией, а является каким-то невероятным и уникальным кощунством. Именно – кощунством. Когда смотрел этот фильм, я понял, что это довольно талантливое произведение, но кощунственное. Это довольно талантливое кощунство: есть кадры очень хорошие, прекрасно играют актёры, актёры все прекрасно играют, Малюта – просто безподобно, настолько глубокий получается образ, именно образ – какой-то Шекспировский – человека, который страдает. Иван Грозный – примерно та же попытка Шекспировского характера: человек страдает, человек строит Государство, впервые в истории России, потому что до него Государство построено не было. Не было Царства, были княжества. Князья все имели одинаковые права. Допустим, Курбский был Рюриковичем, и по прямой линии он был даже большим Рюриковичем, чем Иван Грозный, с точки зрения родословной своей. И он был изменником. И изменников тогда было много. Не потому, что они были изменниками по характеру и негодяями, а именно потому что они были могучими русскими князьями и не могли признать власть одного из них над собою. И именно тогда одному человеку, какой впервые в истории России стал Царём и стал Помазанником Божиим, о чём говорится в фильме, – а это совершенно новый статус, сакральный и Божественный, – именно тогда ему пришлось укрощать своих близких товарищей, которые не хотели ему никак подчиняться, разумеется. Ибо все были воины, все были сильны, у всех были уникальные родословные – многие были Рюриковичами, Гедиминовичами и так далее. Это самые сакральные роды. Род Рюрика идёт прямо от Августа Кесаря, то есть от Юлия Цезаря. (реплика П.Лунгина: – Каким это генетическим образом?..)
И, таким образом, получилось, что в тот момент, когда страна нуждается, – как хлеб, как воздух, мы сейчас нуждаемся, – в некоем утверждении своей силы и славы, мы получаем страшный плевок вместо этого, в лице крайне искажённого и карикатурного образа нашего первого Помазанника Божьего!
Я считаю, что это просто безобразие! Безобразие талантливое, и ещё раз хочу повторить, кощунственное.