Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Инновационное развитие России: роль регионов»

//Сайт ТПП РФ, 10 Март 2009

В Центре международной торговли 6 марта состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Инновационное развитие России: роль регионов».

Вел заседание и выступил со вступительным словом председатель правления клуба, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, академик РАН Евгений Примаков.

Инновационное развитие России пока находится на начальном этапе, сказал, обращаясь к собравшимся, Евгений Примаков. Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий, едва достигло у нас 10 процентов. Но сегодня проблема инновационного развития страны принимает особый характер, отметил он. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. При продолжении курса, результатом которого был сырьевой топливно-энергетический крен, мы будем выходить из кризиса во втором эшелоне, после развитых стран. Таким образом, модернизация всей экономики и развитие конкурентоспособного наукоемкого производства – это неотложная задача.

Кроме того, отметил глава ТПП РФ, без перестройки экономики в кризисный период мы будем плестись в хвосте вереницы стран, экономика которых после окончания кризиса будет развиваться на новом технико-технологическом уровне. Безусловно, огромную роль при переходе к инновационной экономике играет государственный центр - президент, федеральная законодательная и исполнительная власти. Меры, предпринимаемые государством, должны убедить предпринимательское сообщество в том, что инновации – путь к высоким и устойчивым прибылям. Но нельзя оставлять за скобками и роль госвласти на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Необходимо иметь региональную инновационную политику, радикально улучшить условия жизнедеятельности на территориях, где сосредоточены научно-технические кадры. При этом в стороне не могут остаться проблемы тесного сотрудничества по вопросам инновационного развития между центром и периферией. Переход России на инновационные рельсы не может не сопровождаться также борьбой против рейдерства, осуществляемого в регионах крупными банками (такие случаи были зафиксированы на Урале, Саратовской области), устранением причин, мешающих развитию венчурного предпринимательства и так далее.

В своем выступлении заместитель министра регионального развития РФ Дмитрий Аратский кратко охарактеризовал ситуацию с переходом страны на инновационные рельсы, перечислил, какие меры предпринимает государство, отметил несовершенство законодательства в этой сфере. По его мнению, очень важно, чтобы в регионах не просто поддерживали инновационные, венчурные предприятия и предоставляли в меру своих возможностей льготы и т.д., а стремились выстроить полный комплекс: от появления идеи (а это требует создания хорошей научной базы) до создания пробной партии (т.е. необходимо всячески поддерживать венчурный бизнес) и до организации серийного выпуска инновационных изделий (следовательно, нужно заинтересовать в налаживании выпуска крупные предприятия и по мере возможности на первых порах помочь им со сбытом). Огромную роль в переводе экономики на инновационные рельсы может и должно сыграть государственно-частное партнерство. Замминистра назвал регионы, где инновациям уделяют внимание. Это, безусловно, Томская область с ее мощным научным и промышленным потенциалом, где инновационный бизнес дает хорошую отдачу. В Камчатском крае неплохо отработана вся цепочка от инновационной идеи до внедрения. Якутия координирует эту работу с другими регионами, и это верно, потому что отрасль, в которой появляются инновации, не ограничивается, естественно, одним регионом. Вообще, по мнению замминистра, отраслевой подход мог бы быть весьма результативным: во-первых, это гарантия распространения инновации на территории всей страны, во-вторых, в отрасли легче «проработать» всю цепочку, в-третьих, в формате отрасли проще решить вопросы с кредитной поддержкой, со льготами…

Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития столицы Юрий Росляк рассказал, как идет работа по переводу экономики города на инновационные рельсы. Инновации – естественная сфера наших интересов, сказал он, поскольку сырье в Москве не добывается, земля крайне дорогая, заработная плата достаточно высокая. То есть, нужна максимальная отдача с каждого квадратного метра производственных площадей и от каждого работающего, а это значит, что инновационный путь - единственный путь для столицы. В городе есть три закона об инновационной деятельности, работают соответствующие программы и есть первые результаты: в 2006 году инновационные разработки дали 27 млрд рублей, а в 2007 – уже 34 млрд. Планируется создание венчурных фондов с участием города, что должно послужить основой для создания малых венчурных фирм. Юрий Росляк напомнил, что в городе есть особая экономическая зона (Зеленоград), более 30 резидентов уже «застолбили» там места. Но инновационное развитие страны будет тормозиться, если не решить ряд проблем, прежде всего законодательных. Необходимо наладить долгосрочное планирование инновационного развития страны, а для этого следует принять закон о прогнозировании и планировании. Необходим также закон о промышленной и научной политике. Без этого, считает Юрий Росляк, наше продвижение вперед будет трудным, большая часть времени будет уходить на кружение на месте. У нас как-то так получилось, что кризис в финансовой сфере идет сам по себе, ему пытаются противостоять, но при этом не уделяют внимания проблеме сохранения бюджетного потенциала. Тем временем разоряются-то не просто предприятия, а налогоплательщики, и мы можем оказаться перед лицом бюджетного кризиса, то есть бюджет будет некому наполнять. Сегодня деньги для бизнеса стоят чересчур дорого, и государство не предпринимает меры, чтобы кредиты давались реальному сектору под реальные, а не раздутые до немыслимых величин проценты; отчего-то мы не задумываемся, что каждое рухнувшее предприятие – это будущий убыток бюджета. В 1988 году в кризисе была бюджетная кредитная поддержка. Теперь этого нет, а ситуация становится все труднее. Было бы правильно, подчеркнул Юрий Росляк, если бы «Меркурий-клуб» выступил за такую поддержку, хотя бы для основных градообразующих предприятий.

По мнению первого заместителя губернатора Томской области Оксаны Козловской, сегодня полностью готовы перейти на инновационный путь развития 5-6 регионов страны. Остальным надо пройти более или менее длинный путь подготовки, а некоторым вообще об инновационном пути развития пока думать рано. Но это не значит, что следует проблему отложить на будущее, потому что тот, кто стремится перейти к инновационному пути сегодня, несмотря на кризис, выиграет завтра. Мы провели анализ деятельности производственных предприятий, сказала Козловская, и факты свидетельствуют: там, где есть инновации, где их продолжают внедрять, ситуация более стабильная, несмотря на кризис. Тем не менее, если анализировать ситуацию в целом, видно, что число инноваций в регионах не растет, а во многих случаях даже снижается. Кризис должен инициировать поиск новых технологий, это шанс выстоять и развиваться, а многие резко сокращают расходы на НИОКР, на подготовку персонала. Оксана Козловская остановилась на проблеме малого и среднего инновационного бизнеса. Да, в центре приняты правильные законы о поддержке этого предпринимательства, но реализация – «кривая»; например, кредиты, предлагаемые такому бизнесу в качестве поддержки, оказываются дороже, чем кредиты, которые можно получить в Сбербанке и ВТБ-24. Трудно это назвать поддержкой. Оксана Козловская особо подчеркнула, что стране нужен закон об инновациях. Пока его не будет, не следует рассчитывать на принципиальный переход всей страны от сырьевой экономики к «экономике знаний»», как иногда называют инновационную модель экономики. Томский вице-губернатор рассказала также, как в области обстоят дела с инновациями – в это сфере томчане одни из лучших в стране.

Академик Сергей Валентей рассказал о проблемах пространственной стратегии инновационного развития России. По своим масштабам создание в стране инновационной экономики, по его мнению, превосходит план ГОЭЛРО, план электрификации России, заложившей основы послереволюционной индустриализации СССР. Академик остановился на проблемах, с которыми предстоит столкнуться в этой работе. Например, обязательно следует учесть тот факт, что есть регионы-доноры; есть регионы, потребляющие и использующие донорскую помощь для своих нужд и для постепенного перехода к инновационному развитию; есть также регионы, которым эта помощь нужна, но которые в обозримой перспективе по своей сути не смогут использовать ее для перехода на инновационный путь развития.

У нас отсутствует рынок интеллектуальной собственности, считает председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Во всем мире выше ценится мысль, нематериальные активы, а у нас – станки и механизмы. Но станки устаревают, и только интеллект способен изобретать новые решения. Из-за такого отношения к правам интеллектуальной собственности 700 000 светлых наших голов предпочитают работать на Западе. Да, мы в последние годы активно ввозили высокотехнологичное оборудование в страну, и это было бы правильно, если бы параллельно развивался у нас «рынок мысли», если бы мы, основываясь на новейших технологиях, разрабатывали бы свои, защищенные государством, интеллектуальные продукты, начинали бы торговать правами на интеллектуальную собственность. Сейчас идея стоит дороже созданной на ее основе машины, потому что машина устаревает и умирает, а идея прорабатывается дальше, изменяется, воплощается в более совершенный продукт. Нам нужные серьезнейшие законодательные перемены, чтобы ситуация стала иной. Это сложно и трудно, потому что речь идет о переменах системных, но если это сделать, то результаты будут революционными, и Россия станет действительно инновационной страной.

По инновационному потенциалу Россия находится пока далеко не на последнем месте, но низкая эффективность управления серьезно угрожает нашей конкурентоспособности, заявила представитель Института мировой экономики и международных отношений член-корреспондент РАН Наталья Иванова. Нужна четкая система оценки эффективности инновационной политики, считает она.

О развитии инноваций в Татарстане, о проблемах формирования и реализации инновационной политики рассказал первый заместитель председателя правительства Татарстана Борис Павлов.

О необходимости разработки и принятии закона об инновационной деятельности в России говорится уже около десяти лет, отметила помощник руководителя администрации Президента РФ Екатерина Попова. Подобные законы существуют во всех развитых странах. Есть надежда, что скоро такой законодательный акт появится и у нас. Пока же ситуация выглядит так, что мы пытаемся перевести экономику на инновационный путь развития, а у нас в законодательстве нет даже определения, что же такое «инновация», то есть с точки зрения закона не понятно даже, что такое инновационные предприятия. Екатерина Попова затронула также тему создания ряда национальных инновационных проектов; их надо разрабатывать параллельно с принятием законодательства об инновационной деятельности.

В ходе дискуссии высказывались различные мнения, выступающие делились опытом работы, говорили о том, что должны делать регионы, а что обязан сделать федеральный центр, чтобы обеспечить переход страны на инновационный путь развития. Участники «Меркурий-клуба» были согласны относительно того, что после нынешнего периода экономических трудностей в лучшей ситуации окажутся те страны, которые сегодня, не смотря на кризис, стремятся в посткризисное время достичь более высокого положения в мировой экономической иерархии. По мнению многих участников дискуссии, применительно к нашей стране это невозможно сделать без энергичного перехода на инновационный путь развития.


Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А. Бондарь

Ссылка на статью


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".