Парламентский клуб

http://parlament-club.ru/articles,special,1,137.htm


Как преодолеть демографическую катастрофу

//Свет Евангелия No 18-19 (415-416), 17 Апрель 2003

Демографическую катастрофу в России и пути ее преодоления обсуждали участники "круглого стола", проведенного 17 апреля в Парламентском клубе Государственной Думы по инициативе общественно-депутатской комиссии "В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России", Союза православных граждан и Центра демографических исследований. На заседании присутствовали депутаты Государственной Думы РФ, специалисты в области демографии, социологии, медицины, священнослужители Русской Православной Церкви, среди которых - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, его заместитель протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель центра "Жизнь" священник Максим Обухов и др.

В своем выступлении митрополит Кирилл обнародовал подробную статистическую справку по демографической ситуации в России, основанную на официальных источниках. Цифры объективно фиксируют неуклонное сокращение численности населения в России, массовое распространение "малодетности", общее "старение" населения, рост количества инвалидов, увеличение числа абортов (по этому показателю наша страна по-прежнему держит мировое первенство). Выступавший подчеркнул, что "наиболее уязвимым" в демографическом отношении является русский народ. При такой статистике приходится говорить о демографической катастрофе, считает митрополит. "Повышение качества жизни - вот основной стратегический приоритет для России", - подытожил архиерей, подчеркнув, что эту проблему нужно решать, только "навалившись всем миром".

В то же время председатель ОВЦС МП убежден, что экономика является важным, но не решающим фактором в демографических проблемах. По его словам, главный стержень демографии "связан с системой ценностей": "Современные родители не хотят больше детей, так как не готовы жертвовать собой, а значит - не умеют любить, так как жертвенность и любовь - синонимы". Улучшить демографическую ситуацию может только обращение к традиционным духовным ценностям, причем в масштабе человеческой цивилизации в целом, убежден иерарх.

Большой интерес участников "круглого стола" вызвал доклад эпидемиолога академика Виктора Гударова, предложившего провести "мониторинг духовности". Докладчик считает, что динамику духовности можно измерить по регионам, основываясь на статистике нарушения основных заповедей - "не убий", "не укради", "почитай отца и мать" и т. д. Виктор Гударов указал на "эпидемию тоски и озлобленности", о которой свидетельствует рост числа убийств и самоубийств.


Об опыте преподавания религии

"Круглый стол" "Европейский и российский опыт преподавания религиозных дисциплин в школах" состоялся 16 апреля в зале заседаний церковно-научного центра "Православная энциклопедия". Встреча была организована Центром, Министерством образования Российской Федерации, Учебным Комитетом Русской Православной Церкви и Российским представительством Фонда им. Конрада Аденауэра.

В обсуждении проблем преподавания религиозных дисциплин в светских школах приняли участие российские и зарубежные эксперты, представители религиозных организаций и органов государственной власти.

Участники "круглого стола" обсудили следующие темы: "Правовая регламентация преподавания религиозных предметов в школе"; "Опыт Германии и других европейских стран в преподавании религиозных дисциплин"; "Проблемы практики преподавания религиозных дисциплин в российских школах".
С докладами о преподавании религиозных предметов в школах Германии выступили профессор Экхардт Шверин и пастор Фритьоф Амлинг. Профессор Шверин рассказал об опыте преподавания религиозных дисциплин в школах Восточной Германии, менталитет жителей которой близок к сознанию граждан постсоветского пространства. Там введение религиозных дисциплин в школах сопровождалось широкими общественными дискуссиями.

Вместе с тем, преподавание религии в школе закреплено в немецком законодательстве. У школьников и их родителей есть возможность выбора: посещать уроки религии или изучать религиоведческие и философские предметы. Опыт Германии, несомненно, может быть востребован в России, особенно с учетом интеграции России в общеевропейское политическое и образовательное пространство.

Участники встречи отметили актуальность оказания широкой общественной поддержки и освещения в СМИ деятельности Координационного совета Министерства образования и Московской патриархии. Выступавшие подчеркнули также, что подготовка преподавателей не может быть организована путем "превращения бывших кафедры научного атеизма в кафедры религиоведения и теологии".

В ходе заседания обсуждалась возможность создания учебно-методического центра подготовки преподавателей на базе Свято-Тихоновского богословского института. По итогам "круглого стола" было принято решение издать сборник наиболее важных материалов форума. Семинар явился первым в программе встреч, посвященных западноевропейскому и российскому опыту преподавания религии в школе.


Версия для печати