Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita | fr
 
О Клубе

Партнёры



Стенограмма. Глобальный демографический кризис и Россия.

//НП “Родительский комитет” (продолжение), 17 Апрель 2003

Слово предоставляется Валентину Владимировичу Лебедеву, главному редактору журнала "Православная беседа".

Лебедев В.В.: И председателю Союза православных граждан.

Слава Богу, что как соорганизатору "круглого стола" мне досталось уже ограниченное время - речь, - потому что говорить как православному гражданину, редактору православного журнала после Владыки Кирилла уже практически мне нечего. Поэтому мне повезло, что время ограничивается. Но все-таки хотелось бы сказать, что, наверное, я и другие выступающие дальше не могут согласиться с некоторыми тезисами, - собственно об этом говорил и Владыка, - которые были высказаны раньше нашими уважаемыми депутатами и соратниками.

Положение дел, конечно, никак не оптимистично в России, о чем говорил Владыка, а просто катастрофично на самом деле. И, конечно, цитируя его же другие речи, прежние, скажем, что в основе того системного кризиса, который объял всё наше Отечество, - не будем перечислять всё, что у нас происходит, ибо здесь сидят люди, которые знают, что происходит с нашей страной, - в основе лежит, конечно, кризис духовный. И под духовностью мы с вами, конечно же, понимаем не потерю интереса к кино или к какому-то театральному процессу, а потерю живой отеческой веры.

Скажем дальше, что ХХ век для русского народа кончился на самом деле катастрофически. Мы потеряли все свои территории и вошли в границы конца ХVI - начала ХVII века. О народонаселении только что говорил Владыка. Добавлю к этому, что по расчетам великого нашего ученого и соотечественника Менделеева на границе ХХ и ХХI века в России (конечно, в Российской Империи, но мы поправим эти расчеты, и всё будет правильно) должно было бы быть полмиллиарда человек. Между тем, у худого наследника Российской Империи Советского Союза процент вымирания был точно такой, как только что говорил Владыка. То есть, например, я помню, что в 82-м году по исследованиям новосибирских ученых в стране было 320 миллионов человек - это их исследования, это их данные, - а должно было бы быть 450! Значит, Дмитрий Иванович Менделеев прав, через 15 лет, наверное, было бы 500 миллионов человек в Советском Союзе, Но не стало, как мы понимаем.

Положение страшное еще и потому, что народ потерял волю к жизни. Женщины не хотят рожать детей, мужчины не хотят служить в армии и защищать Отечество. Это горькая правда.

И конечно же, причиной тому, если говорить коротко уже, если говорить о демографии - не тяжелые социально-экономические условия - в этом, конечно, можно полностью согласиться с нашей Церковью, потому что на Востоке, как мы знаем (все же познается в сравнении), кстати, и на том же Западе, немножко поспорю с Владыкой, не так плохо все-таки с рождаемостью, как у нас.

Дело в том, что в жизни они не отрекались так от своих традиций, они не вырывали так корни, как сделали это мы в период с 17-го года и дальше. Поэтому все-таки по два-три ребенка, пусть худеньких, но не таких, как то население Востока, которое наступает на Европу, они имеют. С другой стороны, на Востоке, где люди получают по два доллара в среднем, где живут в каких-то мазанках и землянках, о чем мы вообще говорим? Мы же лучше, чем они. Страшные цифры называют. В Ираке сейчас средняя зарплата два доллара, однако по 10 детей. Потому что люди живут своей традиционной жизнью. Вообще, как-то многое перепуталось в головах наших соотечественников, особенно у руководителей наших СМИ. Все время говорят одно и то же: у нас не рожают детей, потому что у нас маленькие квартиры, маленькие зарплаты. Все наоборот, как говорят мудрые люди. У нас квартиры и зарплаты маленькие, потому что у нас нет детей. Что же делать в такой ситуации? Отвечу словами нашего выдающегося философа, который в конце прошлого века отвечал на тот же вопрос. "Что делать, - пишет он, представьте себе, это Владимир Соловьев, - что из группы калеченных, слепых, немых, убогих все время раздается возглас "что делать?". Исцелиться, - скажу я вам." "Исцелиться", - пишет он. Что говорят с экрана, что пишут в газетах? То же самое происходит сейчас. Что говорят те, кого мы называем элитой, сильные мира сего? Люди, абсолютно лишенные воли, всяческого мировоззрения и трезвого взгляда. Доказать очень просто. Выходит человек даже патриотических убеждений на трибуну и радостно говорит о том, что Украина является дружественным государством. Дальше-то куда? Дальше Волжская республика, Дальний Восток... То же самое было с Россией. И Россия восставала из пепла.

В чем же залог нашей надежды на волю Божью? В том, что церковь живет и плодоносит. Вот это непреложный факт. Если русские люди, как лепесточек, как листочек, один за другим, привьются к этому живоносному древу, постепенно весь организм начнет дышать и жить, и Россия воскреснет. На этом "столе" нас волнует самое главное, о чем я говорил в этой сфере. То есть не пасторская работа, не работа внутри церковной ограды, а работа общественная, государственная. Говорить сегодня об исторических принципах взаимоотношений церкви и государства, которым раньше являлась византийская и русская симфония, то есть непосредственность работничества, не приходится. Об этом знают здесь сидящие. Потому что работничать по принципам симфонии светским государствам, мы не скажем атеистическим, которые до сих пор путают отделение…- Страшное состояние, которое путает до сих пор отделение церкви от государства и от общества, - не приходится. Тут масса трудностей. Это тема другого собрания. Скажем только о другом принципе, о симфонии церкви и общества, то есть о работе людей церковных, церковью благословляемых, в различных организациях. Эта теория разработана нашими богословами выдающимися в эмиграции еще, перед революцией, о работе в самых различных организациях. А армии, в школе, а партиях, во фракциях, в фондах, причем, о работе не обязательно с людьми уже воцерковленными, не обязательно с верующими, но с теми, кто идет к вере, задумался или даже нет. Наш Союз православных граждан скромно пытается и стремится осуществить такую деятельность, объединяя ряд таких организаций вышеперечисленных, и работая с ними.

Ну что же нам остается делать? Нам остается всем, здесь собравшимся, и членам союза, и не членам, конечно же, если мы люди честные, поддерживать работу только что образованной межфракционной депутатской группы и общественной депутатской комиссии для того, чтобы хоть как-то принять участие, участие трезвое и нравственное, в законодательной работе. Конечно же, надо сегодня стоять, в первую очередь, за религиозное и православное образование, в частности, в наших школах, ибо тогда конец злодеям и начало возрождению России. И, конечно, нам надо стремиться ширить движение подобное тому, о котором я говорил, совершенствовать его, чтобы, в конечном счете, да и в начальном, наверное, построить то, что мы называем гражданским обществом, а вернее, обществом граждан, которое наконец бы, опираясь на трезвое, национальное, религиозное и ценностное мировоззрение, контролировало бы наше государство, хранило бы общественную нравственность, то есть мораль, и хранило бы нашу традиционную жизнь.

Председательствующий. Спасибо. Слово предоставляется декану социологического факультета МГУ им.Ломоносова, профессору Добренькову Владимиру Ивановичу.

Добреньков В.И: Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего "круглого стола" - это демографическая ситуация и проблемы преодоления демографического кризиса в России. Конечно, я полностью согласен с Владыкой Кириллом о том, что если говорить о проблемах преодоления, то, наверное, прежде всего, надо говорить о людях, которые способны к тому, чтобы действительно найти пути решения этой проблемы. Это связано с тем, чтобы люди, которые стоят у власти или находятся во властных структурах, были способны любить Родину, любить своего ближнего, любить своих детей и чувствовать сострадание к ближним. Я думаю, что это самое главное - чувствовать ответственность за Россию и за будущее ее. Сейчас поднимались проблемы, которые связаны с тем, что, конечно, одной из главных проблем снижения рождаемости в России является кризис и распад семьи - основной ячейки, структурной ячейки общества, на которой всегда функционировала любая социальная система. Это и воспитательные функции, и социально-экономические функции, и проблемы социализации в семье.

Но я бы хотел остановиться на одной из проблем, которая, на мой взгляд, прямо связана с работой государства и высших структур власти. Это проблема предотвращения преждевременной смертности. Здесь приводился пример Владыкой Кириллом, что где-то 800 тысяч человек мы недосчитываемся в результате падения рождаемости. А я вам хочу сказать, что почти такое же количество мы теряем людей, причем уже в зрелом возрасте, которые уходят преждевременно. Я хочу вам привести пример, два феномена социальных, которые должны заставлять нас думать о судьбах нашего населения, о судьбе нашего российского генофонда. Это, прежде всего, криминальный террор в отношении российского населения, который осуществляется в последние годы очень активно и приобретает действительно катастрофические размеры. Я вам хочу сказать, статистика показывает, что в год у нас 100 тысяч человек убивают. 33 тысячи в прошлом году убито в результате просто убийств, и эта статистика официальная, где-то 86 тысяч человек пропадают без вести и частично находятся, но криминологи говорят, что где-то 30-35 тысяч - это тоже практически убитые. И 25-27 тысяч людей гибнут в больницах от ран, полученных в результате разбойного нападения. 100 тысяч человек гибнет. Вчера беседовал с президентом Ассоциации по борьбе с наркотиками, и были приведены такие данные: в прошлом году в Москве и Московской области 29 тысяч человек умерло только от наркотиков.

И можно приводить статистику, которая наводит на нас очень мрачные размышления. Возникает вопрос: вот здесь говорили, почему наши семьи не рожают детей. Это не только экономические причины. Страх за будущее ребенка. Страх не только накормить его, а страх, чтобы он не стал преступником, чтобы он не стал наркоманом. Это такое тяжелое испытание для матерей, когда дети становятся наркоманами, огромный дискомфорт. Когда дети или близкие уходят из жизни в результате разбойных нападений или убийств. Поэтому эта психологическая, дискомфортная ситуация очень велика в обществе. Эта статистика, которую привел Владыка Кирилл, она действительно поражает, что 70-80 % находятся в состоянии стресса. По-видимому, в состоянии стресса находятся все люди, которые так или иначе соприкасаются с такими трагедиями, о которых я говорил. Можно привести примеры, когда увеличивается смертность в связи с социальными болезнями, такими, как ВИЧ, туберкулез и так далее. Поэтому мне представляется, что нужна конкретная государственная политика, стратегия решений в области демографических проблем. Нужна государственная политика по отдельным проблемам. Я считаю, что нужна государственная политика по борьбе с наркоманией. Нужна государственная политика по борьбе с криминалом. Она включает в себя ряд мер, которые связаны с совершенствованием нашего законодательства, правоохранительных органов. Демографическая ситуация является, на мой взгляд, вообще катастрофической. Мы не потому пессимисты, что так много говорим об отрицательных вещах, мы оптимисты, потому что мы обладает конкретной информацией. И мы должны думать о том, как преодолеть и как решить эту проблему.

Мне представляется, что идея послания к Президенту от общественных организаций - она очень важна, потому что это привлечет внимание Президента, правительственных органов, Государственной Думы к данным проблемам.

Вместе с тем, я хочу сказать, что я не могу быть оптимистом в плане нахождения каких-то конкретных сейчас решений. Об этих проблемах в последние годы мы много говорим. Но, к сожалению, мы сталкиваемся по конкретным проблемам с тем, что часто нас власть просто не слышит. И, конечно, когда отдельные слои общества требуют наведения порядка, каких-то конкретных мер по борьбе с преступностью, а Правительство или высшее руководство страны не слышит этого, то я думаю, что это может порождать только недоверие к власти. Мне представляется, что решение всех проблем лежит на пути общего доверия власти и народу. С моей точки зрения, власть в любых структурах должна прислушиваться к мнению народа. Меня поражает только одно. Вот сейчас Единая Партия Росси провозгласила себя партией большинства народа. Но, тем не менее, мнение большинства народа и эта партия, в том числе, часто не слышит и не реагирует на него. Поэтому, когда Владыка Кирилл говорил, что нельзя использовать эту проблему, которую мы сегодня обсуждаем, в политических целях, я хочу сказать, что надо об этой проблеме говорить и использовать ее в политических целях. Я бы больше удивился, если бы какая-то партия умалчивала об этой проблеме, уходила от этой проблемы. А эта проблема поднимает ряд других проблем, таких как борьба с наркотиками и наркопроизводством, борьба с преступностью, совершенствование законодательства, проблемы несчастных случаев на транспорте, алкоголизм и борьба с ним. Поэтому, если говорить о пути решения демографической проблемы, это принятие конструктивных решений на уровне высших структур власти и прислушивание к мнению большинства народа.

И я хотел бы пожелать в этой предвыборной кампании, чтобы все партии, которые будут принимать участие, действительно, не спекулировали на трудностях нашего развития, нашей страны, но, тем не менее, поднимали эти реальные проблемы. Я еще раз повторяю, было бы удивительно, если бы они их не поднимали.

Я думаю, что решение этих проблем, демографических, заключается в том, чтобы власть была бы более политически ответственной за судьбы своего народа. И если не будут приняты какие-то конструктивные меры, то мне представляется, что в России ничего хорошего не будет, трудно что-либо предугадать. Но вместе с тем, я должен сказать, что запас прочности любого общества, в том числе и российского, он очень огромный. Надо иметь в виду, что любая социальная система имеет своеобразные способы саморегуляции и самовыживания. И это, кстати говоря, спасает любую социальную систему, в том числе и Россию.

Вы видите, сколько предрекали уже, что будет падение, кризис. Тем не менее, Россия живет, действует. Поэтому мне представляется, что нужны усилия общественных организаций и государственных структур совместные для того, чтобы разработать конкретные научно обоснованные пути, комплексную программу решения этой демографической проблемы. Спасибо.

Председательствующий: Слово предоставляется протоиерею Дмитрию Смирнову, представителю Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.

Смирнов Д. Уважаемые участники нашего собрания! В силу того, что, как видится, здесь собрались единомышленники и люди, достаточно углубленные в эту проблему, каким-то образом пытаться доказывать необходимость преодоления демографического кризиса нет нужды. Я просто хотел коснуться некоторых аспектов, которые обычно ускользают от внимания, потому что, к сожалению, может быть, это плоды коммунистического воспитания - что для нас важен экономический базис, хотя это отнюдь не так. Это просто такой марксистский миф, он над нами довлеет.

В частности, по поводу того, что наши женщины не хотят рожать, потому что у них слабое материальное обеспечение. Это чистейшей воды миф. Но этот миф принят обществом. И первое, что выдвигает женщина при отказе родить уже зачатого ребенка - она говорит: так и так, у меня трудности с жильем, с деньгами. А когда ей говоришь: хорошо, у тебя трудности с жильем, я тебе подарю сейчас квартиру. Она говорит: нет, я все равно не буду.

И это уже нами проверено, я уже как-то в Думе об этом докладывал, причем вызвал бурю возмущения у Екатерины Филипповны и у многих персонажей отечественной истории.

Вот о чем хотелось сказать: о том, что мы как-то очень доверчивы к тому, что человек говорит. А ведь человек очень часто говорит то, что ему подсказано так называемым общественным мнением. Что такое общественное мнение? Это три журналиста договорились написать с определенной тенденцией одну и ту же вещь, и после этого она объявляется общественным мнением. Известно, что большинство людей все-таки самостоятельно осмыслить какие-то глобальные процессы не в состоянии, поэтому это мнение они повторяют, простите, как попугаи. И это, вроде бы, становится общественным мнением.

На самом деле, нужно обязательно выявлять причину. И, конечно, причин того, что мы вымираем, много - маленьких причин и причин побольше.

Но самая главная причина, конечно, в том, что русский человек перестал быть христианином. То есть он не хочет совершать подвиг, на который идет любое животное.

Немножко юмора. У нас на приходе кошка, она родила 100 котят. И все прекрасные крысоловы. И сейчас она опять на сносях. И она это осуществляет совершенно спокойно, как бы не задумываясь, в рамках своего инстинкта.

Дело в том, что постепенно, в течение ХХ века, русскому человеку - и мужчине, и женщине, было внушено, что дети - это проклятие, беременность - это болезнь. Детей рожать - это разводить нищету.

Маленький пример. Я много лет веду еженедельную программу в прямом эфире. И вот однажды звонит одна раба Божья и говорит: "Батюшка, что мне делать, я беременная пятым. Муж говорит: "Хватит нищету разводить". Я говорю: "Ну, давайте мы вам поможем. Она говорит: "Да нет, вы мне ничем не поможете, потому что у меня 18 человек охраны, пять автомобилей и трехэтажный дом. У меня есть две кухарки и две помощницы по воспитанию детей. А муж говорит, хватит нищету разводить". Понимаете, как с этим быть? И это факт. Это в прямом эфире прозвучало на всю Европейскую часть нашей необъятной Родины.

Поэтому нужно попытаться преодолеть эти мифы, и нужно постараться создать такие условия, может быть, с помощью нашей неуклюжей системы, которую мы переняли с Запада, с помощью парламентаризма, создать такие законы, которые обеспечили бы возможность преодоления вот этой самоубийственной тенденции.

И еще хотелось бы отметить один важный момент. Дело в том, что на протяжении тысячи лет Россия как страна и как империя создала удивительную вещь - восточно-христианскую цивилизацию, имеющую характерные признаки. Которая стала действительно преемницей Византии, которая закончила свое существование под ударами варваров и турок, - здесь и крестоносцы, конечно, руку приложили, но все же. И возникло совершенно уникальное явление - русская литература, русская архитектура, русская музыка, русская поэзия и так далее, и так далее. Даже русское полководческое искусство, русская педагогика. Понимаете? То есть, если Россия исчезнет, а тенденция к этому идет и, в общем, сценарии рассматриваются различные, как это скоро будет идти, потому что темпы в современной жизни наращиваются, и это все исчезнет, это будет ущерб побольше, чем пламя над Багдадской библиотекой или уничтожение уникального музея. И это тоже очень важно вообще для человечества всего. И так, в результате коммунистического пленения, наша культура очень сильно деградировала. Если и была советская культура, то это процесс инерционный старой русской культуры.

Дело в том, что возврат к христианским ценностям для многих людей, воспитанных в атеизме, он как бы неактуален. Почему? Потому, что никто не знает реально, в чем они состоят, потому что основы православной культуры им никто не преподавал.

А вот опосредованная культура, которая возникла как крона на этом корне, она понятна. Это язык, который понимают многие. Поэтому если кто-то, может быть, будет протестовать против того, чтобы детей учили заповедям Божьим, но ведь никто же не осмелится протестовать против музыки, литературы, архитектуры и так далее. А это все произрастает именно из этого корня. Вот хотелось это сказать.

И еще одну минутку буквально. Не вкладывая государственных средств, - а сейчас совместно Московской Патриархией и Минздравом разработана программа, во-первых, по сокращению абортов, и она успешно действует, - без вкладывания государственных средств просто преодолеть вот эту тенденцию невозможно.

И вот в определенных пунктах в Москве эта программа начала осуществляться. И это возможно. Если в рамках существующего бюджета, существующих программ посмотреть, что можно сделать, денежные потоки не перегруппировывая, то, оказывается, можно сделать очень много. Хотя бы в каждом пункте уменьшать вот эту страшную тенденцию. И если эту задачу довести до всех членов общества, до тех 16 миллионов или 27, о которых говорил Владыко Кирилл, если каждый будет этим озабочен, то я думаю, по крайней мере, шанс изменить ситуацию в стране у нас есть.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

Председательствующий. Слово предоставляется Гундарову Игорю Алексеевичу, профессору, академику Российской академии естественных наук.

Гундаров И.А. Уважаемые друзья, вопрос очень серьезный, с тем, чтобы при обсуждении опираться на такие аргументы, как: мнение экспертов. Ведь есть факты, есть цифры. И у меня предложение: может быть, не сейчас, потому что дают по три минуты, это не серьезно, а вернуться при следующей нашей встрече к анализу причин сверхсмертности и спада рождаемости. Если мы не будем знать реальных причин, принимать правильные управленческие решения невозможно. И вот здесь распространили мою книгу, поэтому я не буду касаться деталей. Я лишь скажу, что да, действительно, экономика и психика, бытие и сознание - это две компоненты, влияющие очень сильным образом на экономику, на демографию, на рождаемость, на смертность. Но как измерить экономику - мы это умеем, а вот как измерить уровень духовности с тем, чтобы в светском таком понимании доказать, что да, психика влияет на рождаемость и смертность? И для этого мы предложили набор индикаторов, подсмотрев это в Законе Божьем, я это подчеркиваю как светский ученый. Там говорится, что грех - это нарушение заповедей, а заповеди, к счастью, настолько конкретны, что для большинства из них Госкомстат собирает необходимую статистику. Не убий - убийство - это индикатор озлобленности. Не укради - кража - это индикатор зависти к несправедливо нажитой собственности . Самоубийство - не отчаивайся - и потеря веры в творца. Не прелюбодействуй - разводы - это плохие взаимоотношения в семье. Почитай родителей - брошенные старики. Или уважай детей - это оставленные в роддомах детишки. Таким образом, можно достаточно четко померить алгеброй гармонию. И мы даже в рамках науки разрабатываем новое направление - эпидемиология духовности или эпидемиология греховности.

Можно ли мониторировать уровень греха в регионах, сравнивать разные страны, оценивать динамику греховности за время проведения реформ. И, к счастью, можно. И из графиков, которые представлены в книге, достаточно четко с использованием всего мощного госкомстатовского массива и современного статистического аппарата можно просчитать вклад различных факторов в динамику смертности в России, в странах СНГ, восточной Европы. И там получается примерно пропорция такая: где-то на 20 процентов смертность, ее динамика, определяется экономическими характеристиками и где-то на 80 процентов - теми характеристиками, которые я перечислил, и которые отражают духовное состояние общества. А если это так, значит, мы фактически можем констатировать сейчас, если говорить о главных причинах, эпидемию тоски и озлобленности. Потому что среди этих 80 процентов ведущими являются маркер убийство, как индикатор агрессивности, озлобленности и самоубийство, как маркер безысходности. И вот я как светский ученый обращаюсь уже лет пять-шесть к православной церкви, кстати, это единственный социальный институт, который последовательно занимается демографией, потому что ни большая Академия ни разу не разбирала причин сверхсмертности, ни Академия меднаук, ни Госдума серьезно к этому вопросу не обращалась. И вот я уже на рождественских чтениях лет пять, наверное, обращаюсь к церкви с просьбой: дорогие, уважаемые мной коллеги, ну поверьте своему Творцу. Почему, когда мы начинаем обсуждать причины сверхсмертности, мы как-то обходим, что дух и духовность выражаются не только в вере в Бога?

И Сатана в Бога верит. Христос говорил, что "если вы не будете вести по моим заповедям, то, когда придете ко мне, обратитесь, я скажу: "Отойдите, я вас не знаю, делающие беззаконие". И если это так, тогда давайте попробуем посмотреть, а отчего озлоблен этот народ? Причем, как оказалось, вымирает не только Россия, вымирает Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Румыния, Украина. Значит, это какая-то глобальная закономерность, причем, она появилась где-то в начале 90-х годов: одновременно подскочила смертность в полтора раза и упала рождаемость в два раза. Что появилось? Произошла смена одной модели на другую, а эта модель адекватна духовному профилю российского народа. И представьте, если бы был Иисус Христос сейчас среди нас, как бы он отнесся к этой модели реформ? Если бы спросить: "К Храму ли эта дорога?", он бы сказал: "Не может быть дорогой к Храму тот путь, на котором грех взлетает как в безветрие дым из трубы". Убийства, самоубийства, разводы, брошенные дети. Значит, мы должны тогда признать, я как эпидемиолог могу констатировать, что источником духовного разложения является порочная модель. И еще в Евангелии Христос тоже выбирал разные модели, в притче о виноградарях он, в частности, сказал богатым: "Отнимется от вас Царство Божие и передано будет народу, приносящему плоды его". И в этой связи, если мы действительно переживаем о нашем демографическом будущем, а ситуация сверхтрагичная, мы исчезаем со скоростью один процент в год, если говорить о населении европейской территории . То мы должны точно понять: источником озлобленности и безысходности является та несправедливая, та антиконституционная, я это могу даже ответственно сказать, модель социально-экономического устройства или строя, которую мы выбрали. И я, как поздний шестидесятник, добавлю: мы не этого хотели. И озлобленность в народе - это нормальная реакция великого народа, который видит, что не Храму эта дорога.

И в этой связи, - к сожалению, времени нет, - какие можно сейчас предложить законодательные решения. Во-первых, есть смысл собраться и с фактами, с цифрами, - есть же истина, есть же факты - посмотреть реально, что от чего зависит. Дальше, ответить на вопрос: а можно ли быстро изменить и остановить депопуляцию? Можно, такой эксперимент в России проходил в начале прошлого столетия, когда с началом Первой мировой войны и революции депопуляция была такая же, и потом внезапно, за два года она прекратилась после того, как вместо прежнего строя военного коммунизма был введен другой строй, адекватный двуединой природе российского характера. И в годы проскочившего НЭПа, который мы так до конца и не оценили, депопуляция была прекращена, рождаемость средняя суммарная превысила цифры 1913 года, упала преступность, темпы промышленного прироста составляли 44 процента в год. И в этой связи у меня предложение. Во-первых, в плане законодательном до тех пор, пока власть не будет заинтересована в изменении демографической ситуации напрямую, она ничего не будет делать. Власть по природе такова. И в прошлый раз мы, группа ученых, предлагали обсудить закон о контроле гражданского общества за действиями государственной власти. Причем какие маркеры выбрать за основу, по каким параметрам будем контролировать? Опять вспомним Иисуса Христа, когда у него спрашивали: "как пройти к Царству Божию", а под Царством Божием Иисус Христос понимал строительство справедливого строя на земле. Не на небе, на небе - Царство Небесное, а на земле - Царство Божие. Так вот, он ответил, как пройти к Царству Божию или к справедливому строю: "Идите той дорогой, в направлении которой не растут убийства, самоубийства, разводы, брошенные старики и дети". И поэтому в рамках нашего закона есть такое предложение. Мы говорим власти: "Ты можешь делать все, что угодно при одном условии, чтобы ежегодно в отчете Президента Федеральному Собранию не росли убийства, самоубийства, разводы, те характеристики, которые отражают качество жизни. И в том случае, если качество жизни ухудшается, а все остальное - это средства: приватизация, национализация, инфляция, профицит, дефицит, они должны подстраиваться под динамику благополучия людей и под динамику духовного состояния. И если дорога будет не к Храму и власть отказывается менять курс, включается автоматический механизм конституционный отставки.

И на смену приходит другая генерация, с другой моделью. Причем этот закон, он не наказуемый, а профилактический. Ежегодно мы будем контролировать эффективность и правильность движения к справедливому строю по динамике реальной духовности и демографического благополучия людей. Спасибо. (Аплодисменты)

Председательствующий: Слово предоставляется Федотенкову А.Н., консультанту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Федотенков А.Н.: Я хотел бы отметить, никто об этом не говорит, что в 2003 году исполняется ровно 20 лет с начала реализации на территории Российской Федерации эффективной демографической политики. Это было в 80-е годы. В преддверии второго эха войны, то есть второго демографического кризиса в нашей новейшей истории, в Госплане РСФСР был создан сводный отдел комплексного плана социального развития, функцией которого была возложена разработка и реализация эффективной демографической политики. И эффект от этой демографической политики оценивается в увеличении прироста числа родившихся в 2,5 млн. человек и снижения числа умерших на 1,5 млн. человек. В 90-м году с ликвидацией Госплана РСФСР, к сожалению, произошла довольно тяжелая вещь, то есть вместе с водой из ванночки выплеснули и ребенка. Прогноз численности населения, который играл ключевую роль в реализации этой политики, был передан Госкомстату и стал носить исключительно экстраполизационный характер. К сожалению, в нынешней как миграционной политике, так и демографической о прогнозе численности населения вообще не упоминают. А нами он тогда рассматривался, как количественное воплощение именно тех мероприятий демографической и миграционной политики, которые предполагалось реализовать. То есть в этом был весь смысл, то есть этим и обеспечивалась комплексная реализация мероприятий.

В настоящее время последняя перепись прошла только по постоянному населению. Что это такое? Это лица, имеющие постоянную регистрацию на территории Российской Федерации, и проживающие в конкретном помещении год и более. В то время, как в новейшей истории у нас существовало два типа учета населения: наличное население и постоянное.

Что такое наличное население? Это население на конкретную дату, на момент переписи, находящееся на конкретной территории. Можно дать и другое определение. Это российские граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на момент переписи. Именно на это население распространяется, например, деятельность Уполномоченного по правам человека. Именно на это население распространяется деятельность статей Конституции, которые начинаются словами "каждый". Именно на это население распространяется действие большинства международных договоров и конвенций, в частности, по охране прав человека, заключенных Российской Федерацией. Если в советские времена численность между постоянным и наличным населением не превышала 4 тысяч человек по результатам переписи, то теперь можно предположить, что в условиях открытых границ отмены жесткого института прописки, это расхождение значительно больше. По различного рода оценкам оно составляет от 4 до 20 млн. человек, то есть именно такое количество лиц, находящихся на территории Российской Федерации, не охватила перепись. По- моему, это представляет собой определенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. И более того, если мы рассмотрим прогнозы численности населения, я имею в виду государственные прогнозы численности населения, которые разрабатываются Госкомстатом России, то мы отметим одну характерную деталь. Во-первых, они разрабатываются опять же только по постоянному населению. Если раньше в виду незначительности расхождения это было вполне объяснимо, то сейчас это уже представляет собой определенного рода проблемы.

Если мы посмотрим динамику изменений численности трудоспособного населения, у нас по среднему варианту прогноза сокращение населения в трудоспособных возрастах составит около 10 миллионов человек к 2016 году. В то же время все это будет проходить на фоне сокращения миграционного прироста населения Российской Федерации. Причем это все проходит из прогноза в прогноз.

О чем это может говорить с экономической точки зрения? Только о том, что декларируется экономический спад. В условиях открытой экономики, в условиях экономического роста такого быть не может. Следовательно, если экономический рост или стабильное развитие экономики у нас будет продолжаться, миграционный прирост значительно превысит оценки Госкомстата России. И тут возникает вторая проблема, связанная с миграционной безопасностью.

Еще в 1990 году в Госплане России на примере Нагорного Карабаха была проведена работа по оценке социально-демографических причин одного из самых кровопролитных межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. В чем же они заключались? Это резкое изменение национального состава населения. Если по переписи 1959 года в Нагорном Карабахе азербайджанцев было 12 или 8 процентов, я сейчас точно не помню, то по переписи 1989 года их было уже 42 процента.

Более того, для Нагорного Карабаха был характерен очень низкий уровень социально-экономического развития. Значительная часть трудоспособного населения занималось отходничеством. И что самое страшное, на мой взгляд, произошел передел сфер экономической деятельности по национальному признаку. То есть экономика была разделена. Причем отходничество было характерно в основном для армянского населения. На наш взгляд, это именно те причины, которые вызвали этот межнациональный конфликт.

Но мы пошли дальше. Мы, в соответствии с выявленными критериями, попытались проранжировать все субъекты Российской Федерации. Выявили порядка 8-10 нестабильных регионов. На первом месте была Чеченская Республика, причем там изменение национального состава происходило не за счет миграции, а за счет очень высоких показателей рождаемости коренного населения. Более того, коренное население было сосредоточено в основном в сельской местности и занималось отходничеством, некоренное население имело более высокий образовательный уровень, проживало в основном в городах и занималось в основном нефизическим трудом.

Вот это именно те причины, которые лежали, на наш взгляд, в основе тех событий, которые повлекли межнациональный конфликт в Чеченской Республике. Мы даже разработали тогда комплекс мероприятий, направленных на предотвращение этого конфликта.

Но это было, как вы понимаете, более 10 лет назад, и мы не могли предвидеть всех возможных последствий. Мы предлагали комплекс мероприятий по увеличению женской занятости, чтобы снизить рождаемость коренного населения, например. Мы предлагали разрешить гражданам Чеченской Республики постоянную прописку в ряде других регионов Российской Федерации. Но, к сожалению, распад Советского Союза эту работу также прекратил.

Если посмотреть на наше будущее, то очевидно, при сохранении достаточно стабильного экономического роста, миграция будет играть важнейшую роль в развитии нашей страны. И от того, как мы решим проблемы, связанные с этой миграцией, зависит, очевидно, наше будущее.

Что здесь, мне кажется, нужно сделать. Если рассматривать прогноз Госкомстата как прогноз численности коренного населения Российской Федерации, то очевидно, что его удельный вес в населении страны будет снижаться. Это объективный совершенно процесс, и ничего с этим уже не сделаешь. Видимо, нужно создавать такое миграционное законодательство, которое бы защитило права коренного населения.

В качестве примера можно взять Германию, которая одна из первых европейских стран в условиях недостатка трудовых ресурсов предоставила право на убежище, что обеспечило достаточно стабильное развитие.

В частности, Германия очень хорошо живет при этом, а немецкие пенсионеры одни из самых обеспеченных пенсионеров в мире.

А второе, мне кажется, надо восстановить тот механизм разработки и реализации демографической и миграционной политики, который достаточно эффективно работал в 80-е годы, а именно, передать эти функции Министерству экономики - единственному органу в нашей стране, сосредотачивающему в себе функции экономического и социального регулирования, то есть именно тому органу, который сосредотачивает в себе всю ту информацию, которая необходима для реализации этих видов демографической и миграционной политики.

Благодарю за внимание.

Председательствующий: Спасибо.

Слово предоставляется отцу Максиму (Обухову Максиму Михайловичу).

Отец Максим (Обухов М.М.): Здравствуйте. Я постараюсь кратко, по существу. Одна из целей данного собрания - это поддержка, выдвижение, разработка новых законопроектов, которые могли бы послужить улучшению демографической ситуации. Как сказали предыдущие докладчики, нет одного рецепта, есть много небольших шагов по частям, которые могут помочь решить демографическую проблему. И есть возможность реально повлиять на ситуацию.

И я попрошу всех присутствующих ознакомиться, поддержать депутатов, которые взяли на себя труд и инициативу выдвижения этих законопроектов.

И хочу обратить ваше внимание на одну из инициатив депутата Чуева, и к нему, по-видимому, примкнут несколько других депутатов. Речь идет о сокращении числа абортов. Как известно, в 96-м году были расширены показания для абортов и введены так называемые социальные показания, которые настолько широки, что позволяют практически любой женщине сделать аборт не до 12 недель, как было до 96-го года, а до 20 недель, то есть когда плод уже жизнеспособен. Таким образом, осуществляется около 2% абортов, это несколько десятков тысяч детей в год. Предлагается внести поправку в законодательство, которая бы отменила поздние аборты. К сожалению, оппоненты этого законопроекта приняли довольно-таки неэтичную позицию, поскольку они начали критиковать, что, якобы, Дума хочет запретить аборты, которые будут в результате изнасилования, трудных положений, по медицинским показаниям. Ничего этого не было, речь идет о сокращении срока абортов до состояния 96-го года.

И этого мало. Данный законопроект поддержало Министерство здравоохранения, принимая во внимание, что, во-первых, экономическое положение, как бы мы об этом не говорили, с 96-го года улучшилось, значительно улучшилось. Во-вторых, поздние аборты очень сильно влияют на здоровье женщины. Это была позиция Минздрава - отменить поздние аборты. И этого мало. Ряд общественных объединений, организаций предложили проект встречный, благотворительной деятельности - он был одобрен Минздравом, и сейчас находится в действии, - проект помощи женщинам, которые хотят отказаться от аборта. То есть практически экономическая составляющая сейчас решена, создана структура при помощи Минздрава, которая готова помогать женщинам, которые идут на аборт. То есть сейчас сложилась очень благоприятная ситуация, когда и законодатели готовы выдвинуть такую инициативу, и Министерство здравоохранения, и ряд общественных организаций, объединений и фондов, которые участвуют в этом проекте, очень полезном. Он позволит спасти несколько десятков тысяч жизней в год.

Я прошу присутствующих здесь поддержать депутата Чуева и поспособствовать принятию поправки, связанной с поздними абортами. И тогда в России законодательство уравняется примерно со среднеевропейским уровнем, где аборты легальны в Германии, Франции, Италии и других странах, где-то до такого срока - 11-12 недель, это не противоречит либеральным принципам законодательства, но позволит сохранить несколько десятков тысяч жизней в год.

Спасибо за внимание.

Председательствующий: Спасибо, Отец Максим.

Слово предоставляется Медведевой И.Я. - директору Института проблем демографической безопасности.

Медведева И.Я.: Дорогие собравшиеся, я хоть и директор такого института, но, прежде всего, детский психолог. Поэтому я очень много имею дела с молодыми родителями. И я довольно часто тем, у кого один ребенок, задаю вопрос: почему бы им не родить еще?

И вы знаете, очень интересные вещи я сегодня слышу. Практически никто уже не жалуется на материальную ситуацию. Потому что так получается, что чем богаче семья, тем чаще в ней всего один ребенок.

И вот что я слышу, например, несколько дней назад от одной матери, вполне обеспеченной интеллигентной женщины. Она сказала: вы знаете, не хочется в такое будущее рожать детей, у нас нет образа будущего. И мне кажется, что это очень важные слова. Действительно, не хочется рожать детей в будущее, которое, как нам рассказывают, будет состоять из клонов и биороботов, будущее, в котором вообще непонятно, что будет дальше и с детьми, и со взрослыми, и со страной.

Еще одна мама мне сказала очень интересную вещь. Она говорит: да какие дети, мы с одним ребенком ощущаем, что живем не в собственной стране, а на оккупированной территории. И только ищем, в какую бы щелочку спрятать этого ребенка от разврата, от растления. Говорит: посмотрите, какая реклама, ведь на улицы страшно вывести ребенка, какая многодетность может быть, когда этого не знаешь куда спрятать.

Поэтому, мне кажется, что мы даже не должны полемизировать на тему введения основ православной культуры, потому что это крохотная гирька на другой чаше весов. Посмотрите, действительно, в какой грязный, зловонный бульон окунают детей. Посмотрите, какой образ женщины видят мальчики - будущие мужчины в рекламе. Это что, образ матери, это образ жены? Это образ какого-то полуголого демонического существа. Кстати, скажу вам, как психолог, что это и по исследованиям западных психологов и психиатров, таких, например, как крупнейший австрийский психиатр Виктор Франкл, не только по нашим исследованиям.

Известно, что чем больше показывают голых тел, чем больше и чем откровеннее говорят о безопасном сексе, то есть, чем раньше и больше лишают людей естественного для воспроизводства чувства стыда, тем хуже. Посмотрите, какая массовая импотенция на Западе. Вот сегодня уже говорилось, что в западных странах очень плохо с рождаемостью. Во-первых, потому что в обществе, где главная ценность - это потребление, зачем иметь детей? Дети снижают потребление. И там, где потребление во главе угла, не будет никогда детей.

Западное общество давно уже кое-как воспроизводится только за счет арабов, турок и китайцев, и все мы это знаем. Америка вся, целиком воспроизводится на эмиграции, а не на белых людях, Европа тоже.

Поэтому пока, во-первых, парадигмой, как теперь модно говорить, будет потребление, а во-вторых, пока не введут общественную цензуру, пока не будут беречь чувство стыда, у нас не будет ничего хорошего с демографией.

И еще я вам должна сказать, как психолог, опять же.

Молодежь, а детей, главным образом рожает молодежь, ориентируется на моду. Это один из главных мотивов всего, что делает молодой человек, он ориентируется на общественные эталоны. Где у нас мода на многодетность?

Если хотят повысить демографию, это же элементарные вещи. Для этого не надо быть большим ученым. Известно, что молодежь ориентируется на моду. Давайте введем моду на многодетность. И последнее, что я хочу сказать. Мне кажется, сегодня это следовало практически из всех выступлений, что мы совершенно неправильно понимаем модернизацию. Модернизация - это не слом традиционной культуры. Это развитие традиции. А в нашей стране с тысячелетним православием - это развитие православной традиции. Пока модернизация будет пониматься в смятении всего, что называется культурной традицией, не будет у нас детей, вообще страны не будет. Поэтому невозможно во главу угла ставить рынок. Это не русская ценность, это не православная ценность. Не может быть здесь, в России, потребления, рынка во главе угла. Поэтому начать надо с того, чтобы не заниматься расчеловечиванием, превращением людей в инфузории. Человек, особенно русский, не выживает в качестве двуногой инфузории. Он перестает даже размножаться, в отличие от инфузории. Надо начать с того, что мы должны очеловечивать человека. Тогда ему захочется продолжать род, иметь семью и жить дальше.

Председательствующий: Спасибо, Ирина Яковлевна. Я с вами согласен, что надо ввести моду на многодетность. И тогда постараемся с помощью наших мероприятий, "круглых столов" призвать людей к этой моде.

Слово предоставляется советнику мэра Москвы, директору Института стран СНГ Константину Федоровичу Затулину.

Затулин К.Ф.: Большое спасибо. Я ни в коей мере не считаю себя специалистом в той теме, которую сегодня обсуждает Клуб "Российский парламентарий". Я совершенно согласен с участниками этого прямоугольного "круглого стола", с тем, что, не специалисту, а человеку с обыкновенным здравым смыслом, ясно, что сводить все проблемы рождаемости и демографии в нашей стране исключительно к проблемам недостаточного уровня благосостояния, значит, никак не смочь объяснить уровня рождаемости у обеспеченных слоев населения, в нашей ли стране, или в других, более развитых и преуспевающих современных западных странах.

Я хочу всего лишь несколько слов сказать. Наверное, те из вас, кто следит за литературой, обратили внимание на дискуссию, которая была не так давно в одной достаточно острой газете, это газета "Стрингер". В ней выступал Валерий Соловей. В настоящее время он работает в "Горбачев-Фонде". Дискуссия эта была посвящена будущему русского народа, проблемам, которые русский народ испытывает в сегодняшней своей жизни. Я не буду касаться поворотов этой дискуссии. Но в статье Валерия Соловья были приведены данные одного из социологических опросов, на мой взгляд, очень любопытные. Вопросы касались совершенно не рождаемости и не демографии. Они касались вопроса о том, гордятся ли люди, с которыми беседовал интервьюер, российской историей, российским государством. Как ни странно, может быть, для некоторых, они гордятся - 80-90 процентов отвечали, что они гордятся и своей историей, и своей национальной принадлежностью к русскому народу.

Им был задан другой вопрос, как они считают, в будущем русский народ будет развиваться, сохраняться? 85 % сказали, что они не верят в то, что русский народ сохранится в истории. Мы сталкиваемся с тем, что наше время, благополучное или неблагополучное, зависит от точки зрения, люди продолжают по традициям, унаследованным от отца с матерью, от деда с бабушкой гордиться своей принадлежностью к русскому народу. При этом широко распространены абсолютно пораженческие взгляды на то, что сулит будущее этому народу. Мы в себя не верим. Если мы в себя не верим, как мы можем зачать ребенка? Это очевидно. Если наше Правительство считает, что если мы все будем упорно и хорошо трудиться, то через несколько десятков лет мы приблизимся к уровню Португалии. Может ли эта цель кого-то из политических деятелей в нашей стране, организованные политические группы, мыслящую, образованную часть нашего общества каким-то образом увлечь? У нас были разные идеи за период нашей истории. Была идея: Москва - есть Третий Рим, была идея Российской империи, была идея коммунизма, выраженного в государственной форме в Советском союзе. Но это все были масштабные и грандиозные идеи и планы. Иногда, может быть, ложные или не во всем правильные, но, во всяком случае, теми, кто эти идеи предлагал, двигало желание людского благоустройства.

На сегодняшний день у нас не существует значимых, разделяемых обществом, населением идей, которые бы создавали тот самый образ будущего, без которого невозможны по существу серьезные изменения в демографическом состоянии нашей страны.

И второй вопрос. Этот вопрос связан с такой темой, как роль России как собирателя не только земель, но и народов. Вот мы утратили на какой-то момент образ собирательницы земель, и Москва, и Россия растеряли земли в 20 веке. Но мы, как не странно, на какой-то период сохраняли свою функцию собирателя народов. Может быть, эти народы нам не вполне нравились, они были, как принято говорить, лица кавказской национальности, еще того хуже - нелегальные эмигранты из стран Азии Африки и Латинской Америки. Тем не менее, это существа Божьи. И в этой ситуации, как могла, Государственная Дума, депутаты Государственной Думы (я когда-то был депутатом Государственной Думы и мне как бы очень горько об этом говорить) принять в нынешнем своем составе те законы о гражданстве, которые означают опускание настоящего железного занавеса не только перед выходцами из стран Азии и Африки и Латинской Америки, но и перед нашими соотечественниками. Люди, которые разрабатывали эти законы, это приличные, солидные люди. Например, всем нам хорошо известный руководитель творческого коллектива по Администрации Президента, который писал закон о гражданстве, был Олег Кутафин. Вместе со мной в 95 году он входил в состав правления Российского конгресса русских общин. И, однако, Кутафин на обсуждении проекта этого закона, отбиваясь от оппонентов, сказал, что все, кто хотел, в Россию уже приехали, наша задача этим законом поставить барьер на пути тех, кто России не нужен. Это цитата из слушаний по проекту закона, который был принят.

Уж принят он был в силу того, что, я не знаю, по каким причинам, но существует в нашем государстве уверенность, что, выкручивая руки депутатам Государственной Думы, будучи при этом чиновниками Администрации Президента, подотдела отдела Администрации Президента, мы выполняем государственную волю по принципу: раз Президент или даже президентская Администрация, не сам Президент, считает нужным, чтобы этот закон был принят, то в таком случае вы, выступая против закона, выступаете против чуть ли не лично Президента Российской Федерации.

Я являюсь вообще членом Центрального политического совета партии "Единая Россия". Я совершенно публично и открыто выражаю точку зрения сейчас, что тем людям, которые подобным образом работают все равно где - в Администрации ли или во фракциях, будучи депутатами, пусть даже в самых центристских, не хватает у них ни гражданского мужества, ни понимания того, что они делают. Принимая такие законы, они больше всего вредят и Президенту, и его перспективам, и тому делу, за которое они получают деньги.

Ведь была старая традиция, мне кажется, у нашего дворянства, у офицерства и даже уже не у дворянского офицерства, а советского офицерства: если ты не согласен с этим решением, подай в отставку. В конце концов, стрелялись люди, когда это вступало в противоречие с их долгом, и их совестью, честью. Я никого не приглашаю покончить жизнь самоубийством, не дай Бог. Но поймите, как можно сталкиваясь с тем, что Российская Федерация стоит на пороге глубочайшего демографического кризиса, под впечатлением от милицейских рапортов, закрывать границы Российской Федерации для огромного количества людей, которые здесь в Российской Федерации могут осесть. И если не в первом поколении, то вполне возможно во втором, в третьем, в четвертом составить часть славы этой Российской Федерации, будущей славы. Из кого мы состоим? Кто все эти Баратынские, Пушкины, как не дети эмигрантов? Лермонтовы?

Потому я считаю, что, безусловно, этот вопрос, хоть он не имеет, может быть, такого прямого отношения к теме нашего "круглого стола", он нуждается в рассмотрении. Нуждается в рассмотрении, потому что должны быть и контроль, и учет, и все что угодно. И должен быть таможенный контроль, и должен быть миграционный контроль. Но это совсем не значит, что надо по восемь лет заставлять ждать гражданства Российской Федерации.

Если бы у нас при этом были условия прожить эти восемь лет достойно в стране, ожидая решения своего вопроса, но ведь у нас гражданство - это значит, одновременно и право на жилье, и право на работу. Все мы знаем, что есть такая взаимосвязь: если нет гражданства, нет ничего другого - ни работы, ни жилья. Значит, это фактически просто-напросто нулевое решение, которое вообще отрицает всякую возможность притока в Российскую Федерацию, которая требует этого притока и так далее.

Вот то, что я считал нужным сказать и обратить на это ваше внимание, может быть, потому что это сходные вопросы. Есть вопросы рождаемости в среде бывших мигрантов, которые тоже, наверное, играют очень серьезную роль, и в воспитании этого поколения. Потому что дело не только в том, чтобы, как мы все знаем, родился человек, но и в том, чтобы он был правильно воспитан.

И, наконец, самое последнее, связанное с этим, я хочу сказать. Вот вы совершенно правильно сказали о том, что должна быть, если хотите, мода на многодетные семьи. Но это абсолютно невозможно, чтобы в нашем современном обществе нашими с вами вот здесь усилиями такая мода была утверждена притом, что мощные телевизионные каналы - первый, второй, четвертый, чтобы они продолжали в мощь своих возможностей работать против этого.

Не может быть моды на многодетность на самом деле с такой направленностью передач, с таким поиском определенных героев и геройских качеств. Кчему сводится весь сериал, на котором, я знаю, не один человек сколотил себе состояние, как он называется? "Последний герой"? К чему он сводится, если разобраться в философии этого сериала? Он сводится к тому, что надо выбиваться, надо подсиживать, надо предавать друзей. Вот чему он учит, и этим готовит к жизни новое поколение. Говорит: нет, все то, что вы слышали до сих пор, это вам не пригодится, вам пригодится на этом острове, который из себя представляет жизнь, только способность подсиживать, способность вырываться вперед за счет других и так далее. Это очень примитивно понятая руководством первого телеканала задача воспитания нового поколения для нашего нового капиталистического сегодня. Поэтому без того, чтобы решительно, в том числе и в кадровом отношении, изменить ситуацию на телевидении, без этого никакая сегодня в нашем обществе деятельность по привлечению внимания к демографии, к сожалению, не сможет состояться. Спасибо.

(Аплодисменты).

Председательствующий: Спасибо, Константин Федорович.

Я надеюсь, в случае избрания вас депутатом Государственной Думы вы сможете повлиять на изменение законодательства и закона о гражданстве. Хотя я хочу добавить, что, насколько я знаю, уже поправки вносятся, и первое чтение уже было пройдено в Госдуме, осталось еще две поправки, и будет упрощена процедура гражданства. Но о том, как надо в принципе вносить коррективы серьезного плана, о которых говорит Константин Федорович, это уже, наверное, в следующем созыве.

Затулин К.Ф.: Я просто хочу сказать, что поправки - это замечательно, после того как уже маховик завертелся. Это не решит вопроса. Тоже на самом деле не решение, но какое-то паллиативное средство - это то, что мы сейчас, не будучи депутатами, целый ряд общественных структур и организаций, пытаемся предложить закон о репатриации соотечественников. Сама возможность репатриации должна быть предусмотрена. Спасибо.

Председательствующий: Не будучи депутатом, Константин Федорович, тем не менее, член парламентского клуба и может принимать участие постоянно в наших мероприятиях.


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2019 © "Российский парламентарий".