Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Из вступительного слова Президента ТПП РФ Е.М. Примакова на заседании «Меркурий-клуба»

Сегодняшнее  заседание нашего клуба исключительно важное по своей тематике. Задача перевода экономики России на инновационные рельсы  была весьма актуальна и в докризисный период. Без ее решения невозможна ликвидация  сверхзависимости России от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Причем, инновационное развитие России пока находится на начальном этапе. Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий, едва достигло у нас 10 процентов. 

Сегодня проблема инновационного развития принимает еще более острый характер. Внешняя торговля, главным образом сырьем, составляет 40 процентов российского ВВП. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. Без изменения структуры экономики отсутствует возможность найти выход из такой ситуации и за счет внутреннего спроса. Следовательно, при продолжении курса, результатом которого был сырьевой топливно-энергетический крен, нам навряд ли удастся в достаточно короткие сроки найти выход из экономического кризиса.  Во всяком случае, тогда будем выходить из кризиса во втором эшелоне, после развитых стран.  Речь идет таким образом о  неотложной задаче – уделить уже сейчас  особое внимание модернизации всей экономики и развитию конкурентоспособного наукоемкого производства.

Но и это одна сторона дела. Другая сторона в том, что без перестройки экономики в кризисный период мы будем плестись в хвосте вереницы стран, экономика которых после окончания кризиса будет развиваться на новом технико-технологическом уровне. Это доказано историей развития рыночного хозяйства.

Обычно при наших обсуждениях необходимости перехода к инновационной экономике мы говорим о роли государственного центра  - президента, федеральной законодательной и исполнительной власти. Действительно,  федеральный центр провозгласил и начал создавать инновационную систему в виде наукоградов, особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов. Действительно и другое: для осуществления инновационного перевода экономики  очень многое зависит от стимулирующей роли вырабатываемой центром налоговой, амортизационной, таможенной, бюджетной политики,  других прямых и косвенных мер центра направленных на то, чтобы возбудить интерес предпринимателей к перестройке производства. Хочу подчеркнуть: жизнь доказала, что без интереса предпринимателей разрабатывать и вводить в производство новые технологии, новую технику инновационное развитие России, как и любой другой страны, немыслимо.  Не буду подробно останавливаться на этом.  Скажу лишь, что меры, предпринимаемые государством,  должны расположить предпринимательское сообщество к выводу о том, что инновации – путь к высоким и устойчивым прибылям. 

Однако, говоря о государственном воздействии на перевод российской экономики на инновационные рельсы, мы не можем оставлять за скобками роль государственной власти на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Более того, такой подход явно неполноценен в условиях, когда экономическая роль местных властей увеличивается и будет еще больше расти по  мере экономической децентрализации в России.  А объективная необходимость этого очевидна.

Судя по количеству и качеству записавшихся для выступлений в нашей дискуссии именно этот региональный аспект проблемы инновационного развития своевременно поставлен на обсуждение в Меркурий-клубе.

Несомненно во время обсуждения будут затронуты вопросы, решение которых зависит от центральных властей. Это естественно.  Несомненно, что на нашем форуме будут говорить и о том, как с наименьшими потерями пережить кризис. Это тоже естественно. Но хотелось бы наряду с этим, а может быть в первую очередь,  услышать сегодня, что можно и нужно делать на местах для того, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развить венчурное направление в экономике, определить точки ее роста. Для этого необходимо иметь  региональную инновационную политику и что не менее важно - радикально улучшить условия жизнедеятельности на территориях, где сосредоточены научно-технические кадры.  Конечно, при этом в стороне не могут остаться проблемы тесного сотрудничества по вопросам инновационного развития между центром и периферией. Необходимы уточнения и в сфере разделения функций (например, увеличение на местах полномочий по выработке условий для инвесторов в наукоемкое производство), и корректировка нынешнего бюджетного федерализма, и переориентация местных бюджетов. Переход России на инновационные рельсы не может не сопровождаться борьбой против рейдерства, осуществляемого в регионах крупными банками (такие случаи были зафиксированы на Урале, Саратовской области), устранением причин, мешающих развитию венчурного предпринимательства и так далее.

И самое главное – я призываю не к простой констатации трудностей, а к  предложениям по их преодолению.


Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".