Сегодняшнее заседание нашего клуба исключительно важное по своей тематике. Задача перевода экономики России на инновационные рельсы была весьма актуальна и в докризисный период. Без ее решения невозможна ликвидация сверхзависимости России от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Причем, инновационное развитие России пока находится на начальном этапе. Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий, едва достигло у нас 10 процентов.
Сегодня проблема инновационного развития принимает еще более острый характер. Внешняя торговля, главным образом сырьем, составляет 40 процентов российского ВВП. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. Без изменения структуры экономики отсутствует возможность найти выход из такой ситуации и за счет внутреннего спроса. Следовательно, при продолжении курса, результатом которого был сырьевой топливно-энергетический крен, нам навряд ли удастся в достаточно короткие сроки найти выход из экономического кризиса. Во всяком случае, тогда будем выходить из кризиса во втором эшелоне, после развитых стран. Речь идет таким образом о неотложной задаче – уделить уже сейчас особое внимание модернизации всей экономики и развитию конкурентоспособного наукоемкого производства.
Но и это одна сторона дела. Другая сторона в том, что без перестройки экономики в кризисный период мы будем плестись в хвосте вереницы стран, экономика которых после окончания кризиса будет развиваться на новом технико-технологическом уровне. Это доказано историей развития рыночного хозяйства.
Обычно при наших обсуждениях необходимости перехода к инновационной экономике мы говорим о роли государственного центра - президента, федеральной законодательной и исполнительной власти. Действительно, федеральный центр провозгласил и начал создавать инновационную систему в виде наукоградов, особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов. Действительно и другое: для осуществления инновационного перевода экономики очень многое зависит от стимулирующей роли вырабатываемой центром налоговой, амортизационной, таможенной, бюджетной политики, других прямых и косвенных мер центра направленных на то, чтобы возбудить интерес предпринимателей к перестройке производства. Хочу подчеркнуть: жизнь доказала, что без интереса предпринимателей разрабатывать и вводить в производство новые технологии, новую технику инновационное развитие России, как и любой другой страны, немыслимо. Не буду подробно останавливаться на этом. Скажу лишь, что меры, предпринимаемые государством, должны расположить предпринимательское сообщество к выводу о том, что инновации – путь к высоким и устойчивым прибылям.
Однако, говоря о государственном воздействии на перевод российской экономики на инновационные рельсы, мы не можем оставлять за скобками роль государственной власти на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Более того, такой подход явно неполноценен в условиях, когда экономическая роль местных властей увеличивается и будет еще больше расти по мере экономической децентрализации в России. А объективная необходимость этого очевидна.
Судя по количеству и качеству записавшихся для выступлений в нашей дискуссии именно этот региональный аспект проблемы инновационного развития своевременно поставлен на обсуждение в Меркурий-клубе.
Несомненно во время обсуждения будут затронуты вопросы, решение которых зависит от центральных властей. Это естественно. Несомненно, что на нашем форуме будут говорить и о том, как с наименьшими потерями пережить кризис. Это тоже естественно. Но хотелось бы наряду с этим, а может быть в первую очередь, услышать сегодня, что можно и нужно делать на местах для того, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развить венчурное направление в экономике, определить точки ее роста. Для этого необходимо иметь региональную инновационную политику и что не менее важно - радикально улучшить условия жизнедеятельности на территориях, где сосредоточены научно-технические кадры. Конечно, при этом в стороне не могут остаться проблемы тесного сотрудничества по вопросам инновационного развития между центром и периферией. Необходимы уточнения и в сфере разделения функций (например, увеличение на местах полномочий по выработке условий для инвесторов в наукоемкое производство), и корректировка нынешнего бюджетного федерализма, и переориентация местных бюджетов. Переход России на инновационные рельсы не может не сопровождаться борьбой против рейдерства, осуществляемого в регионах крупными банками (такие случаи были зафиксированы на Урале, Саратовской области), устранением причин, мешающих развитию венчурного предпринимательства и так далее.
И самое главное – я призываю не к простой констатации трудностей, а к предложениям по их преодолению.