Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Велика Россия, но как бы не обезлюдела

//Журнал "Российская Федерация сегодня", №7, 16 Март 2006

Велика Россия, но как бы не обезлюдела

Россия вымирает. Увы, это не метафора — статистика. Согласно ей, как заявила депутат Государственной Думы Н. Останина, каждую двадцать одну секунду в России один человек рождается, а каждые четырнадцать — один умирает. Всего за день население страны сокращается примерно на шесть тысяч человек. Таким образом, нас, по прогнозу ООН, к 2050 году останется 100—110 миллионов, а к 2080 году — лишь 38 миллионов. Подобное переживают и некоторые другие страны, в том числе развитые. Да и мрачные прогнозы, к счастью, не всегда сбываются. Но бесстрастно наблюдать за процессом для государства, общества недопустимо. Почему такое происходит? Как сберечь народ? Эти вопросы постоянно в поле зрения Государственной Думы. Недавно они рассматривались на заседании “круглого стола”, проведенного палатой совместно с “Парламентским клубом”. В дискуссии приняли участие законодатели, врачи, представители науки, общественности, различных уровней власти. А чуть раньше этой теме палата посвятила “правительственный час”. Правда, депутаты предполагали рассмотреть проблемы демографии с приглашением премьера М. Фрадкова и его первого заместителя Д. Медведева, курирующего президентские национальные проекты, но в Думу пришел М. Зурабов. Вот фрагменты состоявшегося разговора.

Министр информирует

Ситуация с демографией, поведал высокий гость, продолжает оставаться непростой. Объективности ради отметил, что за последние несколько лет наметились определенные положительные тенденции. Они конечно же пока не приобрели серьезного, системного характера. В первую очередь рост показателя рождаемости. По сравнению с 1999-м в 2004 году детей у нас появилось на свет больше на двести сорок одну тысячу, в 2005 году — на двести десять тысяч. Но утверждать, что дело пошло на поправку, докладчик не стал: “Это было бы попыткой ввести вас в заблуждение. Проблема демографии стоит очень остро. С 1993 по 2005 год численность населения в стране сократилась на 4 процента, или на 5,8 миллиона человек”.

В чем же главные особенности демографической ситуации России? По мнению министра, низкая рождаемость и массовость такого явления, как однодетная семья. Далее, высокий показатель смертности. Прежде всего среди мужчин трудоспособного возраста. Он также отметил уменьшение миграционного прироста, который, особенно в начале 90-х годов, во многом компенсировал естественную убыль населения.

Чтобы обеспечить его нормальное воспроизводство, коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 в расчете на одну женщину репродуктивного возраста. Пока у нас этот показатель на уровне 1,34, хотя и несколько вырос за последние годы. Сегодня надо всеми силами и средствами добиться снижения смертности. Шестнадцать умерших на тысячу жителей — показатель очень высокий в сравнении с развитыми европейскими странами и США. К тому же свыше трети отошедших в мир иной — граждане трудоспособного возраста.

Динамика числа родившихся в Российской Федерации

Оратор назвал и людские потери по так называемым неестественным причинам. Транспортные травмы всех видов уносят ежегодно жизни сорока тысяч человек, отравления, в том числе алкоголем, — порядка тридцати шести тысяч. Количество самоубийств исчисляется сорока шестью тысячами (данные за 2005 год), убийств — тридцатью пятью тысячами человек.

Что касается младенческой смертности, тут положение улучшается, хотя европейских стандартов мы не достигли. Но, обнадежил министр, есть все возможности в ближайшие годы получить более впечатляющие результаты.

Еще пять лет назад была разработана и принята Концепция демографического развития страны до 2015 года. В ходе ее реализации удалось добиться, может быть, незначительных, но все же некоторых результатов. М. Зурабов напомнил, что 15 марта 2005 года на заседании Совета безопасности Президент предложил доработать концепцию и внести на рассмотрение Правительства.

Депутаты дополняют, уточняют, не соглашаются

Сообщение было достаточно подробным, критичным. И все же депутатов оно не удовлетворило. Они буквально засыпали оратора вопросами.

Г. Кулик. Как вы смотрите на то, чтобы в правовых актах, которые призваны улучшить демографию, были четко прописаны льготы, права семьи, в которой трое и более детей? Предлагаю освободить от налогов на землю, подоходного, ввести пятидесятипроцентную скидку при оплате жилья.

М. Зурабов. Признаюсь, в нашей концепции столь подробно это не прописано. Готовы рассмотреть предложения.

В. Пивненко. О детских пособиях. Что они малы, мы все прекрасно понимаем. Не намерены ли вы рассмотреть вопрос о том, чтобы их увеличить?

М. Зурабов. Это пособие, признаюсь, в последние годы несколько утратило свое первоначальное значение. Потому что 70 рублей, согласитесь, сумма настолько незначительная, что мало на что может повлиять. Изменять ее — прерогатива субъектов Федерации. Мы же готовы с вашим участием рассмотреть возможные варианты ее решения.

В. Севостьянова. Сегодня у нас два-три миллиона бездомных детей при живых родителях. Какие меры принимаются, чтобы стали они полноправными гражданами страны?

М. Зурабов. Количество безнадзорных ребят продолжает оставаться достаточно большим, хотя за последние два года сократилось приблизительно на сто пятьдесят семь тысяч. Если говорить о тенденции, то она, с нашей точки зрения, обнадеживает. С другой стороны, больше семисот пятнадцати тысяч детей, предоставленных улице, сам по себе факт малорадующий. Помогать им надо совместными усилиями.

В. Кашин. За последние пять — семь лет на 70 процентов увеличилось число туберкулезников. Оно достигло трехсот семидесяти тысяч. В двадцать раз выросло число больных сифилисом, СПИДом (сто сорок четыре человека на сто тысяч — в сто сорок четыре раза больше, чем в Голландии, и в пятьдесят раз больше, чем в Турции). Наркомания — в двадцать раз, нервно-психические расстройства — в одиннадцать раз. Почему до сих пор нет полнокровной программы борьбы с эпидемиями и в целом оздоровления нации? Почему нет закона о демографической ситуации?

М. Зурабов. Да, у нас неблагополучно со СПИДом, туберкулезом. Но есть основания рассчитывать, что здесь удастся добиться определенного перелома. Напомню, что 24 миллиарда рублей в ближайшие два года будут направлены как раз на борьбу с инфекционными заболеваниями, в первую очередь такими, как СПИД и туберкулез. Мы представим вам план наших действий.

Динамика числа умерших в Российской Федерации

В. Тюлькин. Перед принятием 122-го закона мы вас предупреждали, что все это кончится крахом, вымиранием народа. Результаты 2005 года подтверждают: смертность увеличилась, рождаемость уменьшилась, естественная убыль растет. Это результат. Вместе с тем вы, Правительство, говорите: идеология реформы правильная. Я бы тут назвал три варианта ответа. Первый — идеология ваших реформ нацелена на вымирание народа, второй — вы плохие специалисты, третий — если вы честные специалисты, то вам надо подавать в отставку. Вопрос: какой вариант выбираете?

М. Зурабов. Выбрать один из предложенных вариантов ответа я могу только в том случае, если соглашусь с вашими оценками результатов реализации социальной политики в прошедшем году. По всей видимости, в эту сессию Государственная Дума заслушает доклад Правительства по результатам реализации положений 122-го закона. И, возможно, более подробно эта тема будет представлена на том заседании. Но применительно к здоровью населения хотел бы отметить следующее. Обеспеченность лекарственными препаратами и беспрецедентный объем санаторно-курортного лечения льготной категории граждан позволили в целом ряде регионов снизить объем госпитализации и количество вызовов “скорой помощи” приблизительно на 7—9 процентов в течение года. Это значимый показатель, признак определенных структурных подвижек в здравоохранении.

В. Никитин. Почему Правительство маринует несколько лет полтора десятка соглашений с Международной организацией труда? В результате люди получили бы нормальный уровень доходов, пенсий, социальных пособий, нормальные условия труда. Это позволило бы во многом решить и демографические проблемы.

М. Зурабов. Принятые меры, касающиеся повышения пенсий, заработной платы, в первую очередь бюджетников, с моей точки зрения, достаточны. Конечно, хотелось бы большего. Но увеличение заработной платы к 2008 году, как объявил Президент, реально в 1,5 раза, в номинальном выражении — в 2—2,2 раза, а пенсии до уровня прожиточного минимума — это неплохой показатель. Что касается соглашений, то я не вполне понимаю, о чем идет речь? Если о социальной хартии, она сейчас обсуждается.

Е. Лахова. В Самарской области социальные услуги каждой семье оказывают дифференцированно. Как сделать, чтобы этот опыт распространялся повсеместно?

М. Зурабов. Екатерина Филипповна, вы имеете в виду опыт, касающийся центров “Семья” и беспризорных, безнадзорных детей? Ну, самый простой ответ — необходимо разработать единые стандарты, которые позволили бы унифицировать подходы при проведении социальной политики в различных регионах. Мы сосредоточим внимание на распространении этого опыта, одновременно предполагается установить некоторые дополнительные требования, которые должны учитываться при формировании бюджетов субъектов Федерации.

Б. Кибирев. Демографическая ситуация абсолютно провальная. По нашему мнению, главных причин две: первая — ущербная социально-экономическая политика Правительства, вторая — серьезные недостатки в области здравоохранения. В России сегодня нет органа федеральной власти, ответственного за комплексное внедрение здорового образа жизни. В связи с этим вопрос: не считаете ли вы нужным, чтобы эту задачу вписали в положение о вашем министерстве?

М. Зурабов. Обдумывая проблему здорового образа жизни, мы поставили очень несложную на первый взгляд задачу: добиться, чтобы каждый гражданин хоть раз в два года посещал бы своего лечащего врача. Понимаете, не просто какая-то абстракция, а вот раз в два года приходил бы к нему. Если преуспеем в этой части, тогда могу вам обещать, что изменения в положение о министерстве мы поддержим. По данным о состоянии здоровья населения мы видим, что очень многие заболевания, патологии серьезно запущены. Люди обращаются к врачу, когда уже с этой болью жить не могут.

М. Емельянов. Вы ничего не сказали про миграционную политику. В последнее время эта тема стала весьма модной. Нас убеждают, что иммиграция в Россию — главный способ решения демографических проблем. Но существуют ли какие-то экономические расчеты, во сколько должна обходиться нам полноценная адаптация иммигранта? Не выгоднее ли государству создавать нормальные условия для того, чтобы в наших семьях больше рождалось детей?

М. Зурабов. Я абсолютно согласен с вами в том, что так называемая заместительная иммиграция не решит проблем демографии в ближайшее десятилетие. Но и отмахиваться от нее нельзя. Поэтому Президент 4 февраля принял решение о создании межведомственной рабочей группы для подготовки государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. И эти предложения должны быть подготовлены к 1 июля.

А. Кнорр. Планирует ли ваше министерство разработать программу снижения уровня смертности мужчин в трудоспособном возрасте, и прежде всего в сельской местности?

М. Зурабов. Такая работа намечается. Первый шаг — в течение этого года диспансеризация приблизительно восьми миллионов человек. И столько же — в будущем году. Программа диспансеризации подготовлена, порядок ее проведения утвержден Правительством. Делается это для того, чтобы как можно на более раннем этапе выявить группы риска, расположенность к тем или иным заболеваниям. И планировать лечение, в том числе проводить дорогостоящие высокотехнологичные операции. С будущего года — во всяком случае, это обсуждалось Правительством — хотели бы запустить такую программу и на селе.

А. Чуев. В вашем докладе прозвучала цифра, говорящая о нелегальных криминальных абортах. Но вы не назвали, сколько их у нас легальных и есть ли помимо родового сертификата в вашем ведомстве другие предложения, как сократить число абортов. Это ведь тоже инструмент изменения демографической ситуации. Прошу вас поконкретнее ответить, потому что у меня сложилось впечатление, что мы вообще обсуждаем отвлеченные вещи, а не проблему вымирания народа.

М. Зурабов. Количество абортов в 2005 году исчисляется одним миллионом шестьюстами одиннадцатью тысячами. За последние десять лет оно значительно сократилось. В 1995 году превышало два миллиона триста тысяч. Сегодня можно констатировать: если в середине 90-х годов на одно рождение приходилось два аборта, то теперь — 1,06.

Если медицинские работники женских консультаций, учреждений родовспоможения снизят количество абортов хотя бы на 1 процент, будучи определенным образом, в том числе экономически, в этом заинтересованы, то это будет равнозначно полной ликвидации младенческой смертности в стране. У нас младенческая смертность порядка пятнадцати с половиной тысяч детей ежегодно.

Р. Бадалов. Почему пакет социальных проектов сформирован за рамками бюджетного финансирования? Почему не были приняты соответствующие решения при определении социальной части бюджета 2006 года? Не является ли такая схема фактической перекачкой государственных средств в карманы так называемых проворных лиц?

М. Зурабов. Все федеральные проекты финансируются и реализуются исключительно в рамках федерального законодательства.

О. Смолин. Есть ли у Правительства расчеты, сколько нужно средств, чтобы не просто немного повысить рождаемость, а полностью остановить депопуляцию в стране?

М. Зурабов. Прямой зависимости между количеством выделяемых средств и ростом рождаемости населения нет. Депопуляция сейчас потрясает, так сказать, не только Россию, но и Германию, Францию, другие экономически развитые страны. Достаточно благополучными в этом плане можно назвать разве что США и Канаду, где убыль населения компенсируется, в частности, серьезным миграционным приростом.

О. Малышкин. Михаил Юрьевич, а вы давно были в сельском фельдшерско-акушерском пункте? Должность у вас сложная, расстрельная, можно сказать. Поэтому еще вопрос: выпивать-то не начнете, а?

М. Зурабов. В фельдшерско-акушерском пункте последний раз был две с половиной недели назад, в Свердловской области. Сейчас занимаемся укреплением тут кадров, оснащением транспортными средствами, оборудованием. Прежде всего в сельской местности.

Что касается алкоголя. Когда вы его употребляете, это может доставить удовольствие. Самое тяжелое, насколько я помню, — следующий день. Я всегда думаю о нем, поэтому не пью.

Итоги дискуссии подводят фракции

Н. Останина, КПРФ. У нас не просто тревожная демографическая ситуация, а катастрофическая. Россия занимает сто восьмое место в мире по продолжительности жизни женщин, сто двадцать восьмое — мужчин и сто двадцать пятое — по качеству жизни. Пятнадцать лет страна вымирает. Но вместо того чтобы открыто это признать, раздувается особая значимость так называемых национальных проектов. Правительство заявило, что на их реализацию из бюджета будет выделено 135 миллиардов рублей, умолчав при этом, что за счет повышения тарифов на газ, электричество, жилищно-коммунальные услуги, железнодорожные перевозки из доходов населения будет изъято 500 миллиардов рублей. Решают ли национальные проекты поставленные задачи при такой арифметике?

Какие шаги для предотвращения демографической катастрофы можно было бы предпринять и какие предприняла бы наша фракция, наша партия, будь она у власти? Прежде всего возродить реальный сектор экономики и повысить доходы населения. У нас заработная плата одна из самых низких в Европе, не соответствует затраченному труду и прожиточному минимуму. Такой степени эксплуатации нет ни в Соединенных Штатах, ни в Англии, ни во Франции. Значит, еще одна задача — платить людям по труду.

Необходимо придать семейной политике государственное звучание, а не сбрасывать на плечи регионов. То незначительное повышение федеральных пособий, которое состоялось в прошлом году, не решает проблемы. Почему-то у Запада вы берете на вооружение только такие проекты, которые устраняют государственные социальные обязательства. Где меры по поддержке материнства, детства? Ведь они есть даже в более демографически благополучных странах, чем Россия. Увеличение пособий по родам, оплаты декретного отпуска должны стать важнейшими пунктами программы повышения рождаемости. Ежемесячные детские пособия во всех странах Европейского сообщества составляют 10 процентов от средней заработной платы, а в России недотягивают и до 1,5 процента.

Нужна государственная программа преодоления кризиса в медицине. Восемьдесят процентов населения считает, что их здоровье под угрозой и причина тому — развал системы здравоохранения. То, что предлагается сейчас, — всего лишь продажа медицинских услуг. Надо перестать спекулировать на так называемых родовых сертификатах. Тому, кто летает рожать в Англию, они не нужны, а бедные и с сертификатами будут лежать на панцирных сетках по пять человек в палате. Здоровье народа не может быть предметом рыночных отношений.

Надо также честно признать, что ипотека — сласть для имущих и горечь для бедных. Она не может решить жилищную проблему в масштабах страны. Покажите рядового врача или учителя, способного заплатить первоначальный взнос. Может, и найдете, но с большим трудом. Кто не понимает, что отсутствие нормальных жилищных условий — тормоз рождаемости? Государство должно беречь детей. Ребенок уже с первой минуты должен быть объектом его заботы. Формула становления человека — здоровье, мораль, досуг.

Особые действия нужны в отношении детей-сирот, преодоления сиротства и беспризорности как социальных явлений. Если уж мы не в состоянии повысить рождаемость, давайте хотя бы грамотно распорядимся теми живыми ресурсами, которые есть.

Н. Курьянович, ЛДПР. Мы считаем, что этот вопрос следовало бы вынести на одно из наших пленарных заседаний и пригласить не только уважаемого Михаила Юрьевича, но и многих других министров, ибо демография — задача задач.

Конкретно что мы предлагаем? Срочно повысить единовременное пособие по рождению ребенка. О цифрах можно, конечно, спорить, но это должны быть не те копейки, которые сейчас выплачивают, а порядка 500—700 тысяч рублей. Ежемесячное пособие должно составлять порядка 10 тысяч.

Кроме того, необходимо открывать по рождении ребенка, как это делают арабские государства, персональный счет. Источник средств — продажа материально-сырьевых ресурсов, которые, между прочим, принадлежат всему народу.

Алименты после развода должно выплачивать государство. Мы здесь много проблем устраняем. Суды разгрузим, не будет морально-психологической напряженности во взаимоотношениях между бывшими супругами.

Здесь уже было сказано, но эта идея наша — дешевыми должны быть ипотечные кредиты, а не такие, как сейчас. И надо использовать белорусский опыт: уменьшать сумму кредита на 25 процентов, 50 процентов в зависимости от последующих рождений детей.

Нужно льготы предоставлять не только полной семье, но и одиноким матерям, которые решились родить ребенка. Необходимо всемерно поднять в СМИ статус женщины-матери.

Следует провести полную ревизию всех наших родильных домов, оснастить новым оборудованием. Всех беспризорников (официальная статистика — семьсот тридцать четыре тысячи) брать на безвозмездной основе под контролем государства в кадетские корпуса и суворовские училища.

Н. Герасименко, “Единая Россия”. Основные направления демографии — прежде всего рождаемость, миграция и смертность. Я не разделяю мнения, что министр здравоохранения отвечает за здоровье нации. Отвечает в целом государство и общество в конечном итоге. Также министр здравоохранения не может отвечать за рождаемость и миграцию. Это проблема Правительства. Сегодня на нашей трибуне должен быть не Михаил Юрьевич, а Председатель Правительства.

Здесь многие говорили о повышении пособий. Рождаемость не только с этим связана. В Ингушетии, Чечне она самая высокая. Москва благополучнее, а рождаемость крайне низкая. Тут многое зависит от веры, национальной идеи и еще от целого ряда факторов.

Миграция тоже не решит проблемы демографии. Мы знаем, что за люди к нам едут и зачем. В основном торговать, а не делать у нас открытия, заниматься спортом, культурой и так далее. Нужно анализировать и структуру смертности. Более половины, или миллион триста тысяч человек, умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. На втором месте, в отличие от многих стран, — травмы, несчастные случаи, отравления и так далее. А еще — младенческая смертность. Вот на этом направлении и надо работать.

Что касается национальных проектов — это серьезный шаг вперед. Но надо идти и дальше. Мы оснащаем поликлиники, “Скорую помощь”, увеличиваем зарплату врачам, но программно-целевой установки на снижение смертности, к сожалению, пока нет. Здесь-то и важно сконцентрировать ресурсы.

А. Савельев, “Родина”. В своем выступлении Зурабов поддержал предложение фракции “Родина” о прогрессивной шкале выплаты пособий на второго, третьего ребенка. Мы незамедлительно внесем соответствующий законопроект. Надеемся на положительный отзыв Правительства. Второй позитивный момент в докладе министра — проект сбережения нации, который выдвигает и партия “Родина”.

А третий связан с тем, что мнения фракций сегодня достаточно близки. Мы должны сплотиться перед лицом национальной катастрофы.

Теперь о том, что мы не услышали. А не услышали научно обоснованного прогноза демографической ситуации. Если бы он был, то мы бы увидели, что меры, которые предлагаются Правительством, недостаточны, не приведут к решающим переменам.

Президент впервые коснулся проблемы демографии в 2001 году. Что-нибудь сделало Правительство с тех пор? Нет. Это означает, что власть не способна представить программу разрешения демографического кризиса.

Фракция “Родина” выступает за приоритетное финансирование социальных программ в поддержку материнства и детства, профилактической медицины, всеобщей диспансеризации, борьбы с наиболее распространенными причинами смерти. Мы за соблюдение в миграционной политике прав соотечественников. А пока деятельность Правительства носит скорее характер деструктивный, нежели созидательный.

В. Черепков, “Родина” (“Народная воля” — СЕПР). За десять лет на десять миллионов сократилось население! Почему только пятьдесят три года средняя продолжительность жизни у мужчин и шестьдесят четыре — у женщин? Потому, что самая высокая смертность у лиц среднего возраста.

По официальной статистике, в 1944 году мы потеряли молодежи меньше, чем потеряли в прошлом году, фактически по цифрам, приводимым в средствах массовой информации, и по другой статистике, потери значительно больше: не сорок шесть тысяч покончили жизнь самоубийством, а пятьдесят одна тысяча. Почти ежегодно эта цифра увеличивается. За десять лет полмиллиона — петля, самострел и вскрытие вен. Полмиллиона! Это население крупного города, региональной столицы. И мы на это не смотрим, хотя все это демографическая ситуация.

Ни одна атомная бомба, ни одно оружие массового поражения не нанесли столько ущерба России, сколько вот эта вот демографическая политика, которая как раз генерируется из Правительства.

Мы, депутаты, представляющие интересы в первую очередь народа, должны взвалить эту ответственность на себя. Способны мы сюда вытащить не Фрадкова, а самого, быть может, даже и Президента? Он в первую очередь отвечает за эту ситуацию. Я заканчиваю, остались считанные секунды. Но я хотел бы обратиться не к Правительству, а хотел бы обратиться к депутатам. Наша вина в том, что мы слишком много позволяем нашей власти и, по сути дела, не всегда представляем интересы народа.

Е. Лахова, председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей. Михаил Юрьевич, вы говорили, в мае будет модернизирована концепция о демографии. Но вы же прекрасно понимаете, что она не будет заложена в бюджет. А хотелось бы, чтобы при рассмотрении бюджета на 2007 год в него были заложены те меры, о которых вы сегодня говорили. Я вам благодарна, что на все вопросы, которые поставил Комитет, особенно по детским дошкольным учреждениям, по проблемам семьи, по пособиям, вы отвечали полно, приводили разные варианты расчетов того, сколько понадобится средств. Поэтому очень бы хотелось, чтобы это было рассмотрено при обсуждении бюджета в Правительстве. Хотелось бы, чтобы государственную семейную политику формировало именно ваше министерство.

Сегодня у нас только 10 процентов детей, которых выпускают из детских сиротских учреждений, социально адаптируются. Когда мы говорим о демографии, мы должны говорить не только о количестве, но и о качестве населения, ведь остальные 90 процентов — это криминал, наркотики, алкоголизм, больные дети и так далее. Когда же, наконец, займемся детьми-сиротами? Это не компетенция Министерства образования, а ваша.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Борис ГРЫЗЛОВ,
Председатель Государственной Думы

Как главный ресурс улучшения демографической ситуации мы рассматривали и рассматриваем наших соотечественников, людей нашей культуры, оказавшихся после распада СССР в других республиках.

Евгений ПРИМАКОВ,
президент Торгово-промышленной палаты РФ

Демографическая ситуация сегодня является ключом к решению всех проблем. Вопрос стоит так: выживет Россия или не выживет? По различным экспертным оценкам, в середине века население России уменьшится до 100 миллионов человек. Вместе с тем этот вопрос комплексный, и он не сводится только к увеличению деторождаемости и уменьшению смертности. Предотвратить это можно, только создав нормальные условия для жизни и сохранения здоровья россиян.

Как можно было разрабатывать программу здравоохранения, не предусмотрев развитие медицинской промышленности? За последние 12 лет в стране не зарегистрировано ни одного нового отечественного лекарства. Только десятая часть средств, предусмотренных на реализацию национального проекта здоровья, определена на оснащение лечебных учреждений России. Основную же сумму, определенную для реализации национального проекта “Здоровье”, планируется направить на строительство 15 медицинских центров, в то время как множество региональных больниц не имеют элементарного оборудования и требуют ремонта.

Очень остро стоит проблема освоения Сибири и Дальнего Востока, но и здесь нет системного подхода. Для решения этой проблемы необходим прорыв. Также важно улучшение общего социального положения граждан, без чего невозможно решение проблем увеличения населения России.

Из выступления на встрече с депутатами
Государственной Думы


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".