Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Вопросы правового положения русских в России (Выступление на заседании Клуба "Российский парламентарий")

//С правовой точки зрения идет разночтение о том, кто же такие русские., 27 Октябрь 2004

Спасибо большое за возможность выступить. Я рад тому, что, обсуждая демографическую проблематику, мы действительно подошли совершенно с разных точек зрения, и это обоснованно. Я хотел бы еще обратить ваше внимание на один аспект. Ведь демографическая политика всегда предопределяет, предусматривает государственное управление. И государственное управление, в свою очередь, должно видеть объект и субъект управления. И когда мы говорим о русском народе, то здесь, безусловно, закономерно встает вопрос: кто такие русские, есть ли русский народ и каково его вообще место в России на сегодняшний день.
     Мы находимся в стенах Государственной Думы, поэтому я все-таки аспект хотел бы затронуть в первую очередь законодательный. И просто для информации, поскольку у нас далеко не все знают, говоря о тематике русского народа, о том, что на самом деле на сегодняшний день сделано, и какие у нас есть решения. Я хотел бы напомнить, что в 1996 году была принята Концепция государственной национальной политики, в которой есть три положения, которые касаются русского народа. Это всего три предложения, если можно я их зачитаю, с тем, чтобы было более ясно, кто же мы такие, как официальные документы определяют русский народ на сегодняшний день.
     Вот первое положение: "Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальные единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов".
     Второе положение: "Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями, репрессиями, разрушением многие национальных культурных ценностей",
     И, наконец, третье, последнее положение, которое является ключевым, в том числе и при обсуждении этой проблемы. Здесь сказано следующее: "Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований Российской Федерации".
     Таким образом, вот эти три предложения, как это не странно прозвучит на сегодняшний день, являются единственным документом, а эта Концепция подписана, прошла Госдуму, Правительство, подписана Президентом Российской Федерации, в которой напрямую говорится о роли и месте русского народа. Никаких документов о русском народе более в нашем законодательстве нет.
     Русских нет, мы не упомянуты в Конституции Российской Федерации. Как следствие, у нас нет ответственности государства за состояние русского народа, в том числе и за демографическое положение русского народа. И как следствие, на сегодняшний день одна из ключевых задач, как мы себе ее представляем, заключается именно в том, чтобы вернуть русский народ в правовое поле Российской Федерации с тем, чтобы мы, в конце концов, имели в лице русского народа полноправное, как это не странно звучит, наряду с другими народами России, членство в единой семье российских народов. Здесь хочу сказать, что в отношении всех остальных народов Российской Федерации действует целая система законодательства, включая и соответствующие статьи Конституции Российской Федерации.
     Рабочая группа по разработке закона о русском народе, членом которой я являюсь, приступила к этому закону уже несколько лет назад. Я рад, что здесь представители Московской патриархии, которые прекрасно помнят, что в 1996 году после наших выступлений была принята резолюция всемирного русского народа, которая так и называлась "О единстве русского народа". На последнем всемирном соборе я как раз выступал по этой тематике, и тем самым мы как бы логически, а в первую очередь духовно продолжаем эту тему и в работе над законом о русском народе.
     Следует сказать, что отсутствие единого народа в правовом пространстве России приводит к прямой атомизации положения русских в России, в ближнем зарубежье. Я вам приведу такие факты. На сегодняшний день целый ряд субъектов Российской Федерации самостийно стали определять положение русских в России. Причем определять его разные составные части. Например, в Ростовской области, в соответствии с уставом Ростовской области, говорится о казачестве. На Кубани и на Ставрополье законодательством закреплены казачество и русские. В Магаданской области говорится о русских и старожилах. В Архангельской области говорится о русских и поморах.
     Таким образом, с правовой точки зрения идет разночтение о том, кто же такие русские.
     Если вы помните, когда проходила перепись населения, то тогда казаки собрались, я был свидетелем, я сам из казачества, и думали, так, кем мы будем себя записывать, русскими или казаками? И как принято у казачества, приняли мудрое решение - решили записать себя русскими казаками. И под эту категорию все и записались и на Кубани, и на Ставрополье. И уже сам факт этой автоматизации правового положения русских на территории России является достаточным основанием для того, чтобы выработать более общие на федеральном уровне принципы правового положения русских в России.
     Второй фактор здесь надо назвать, это известное решение ряда государств в составе России, как их называют, там, где закреплено особое положение титульной нации. Как бы мы не боролись с тем, чтобы как-то изменить это положение, но на сегодняшний день в Конституции Башкортостана и Татарстана сказано, что это государство образовано в результате самоопределения татарского и башкирского народа. Как следствие, все остальные народы выходят уже как бы на более низкий уровень.
     И, наконец, о чем неоднократно говорилось в русской патриотической среде, имеет ли право русский на свою национально-культурную автономию? Последний вариант этого закона гласит о том, что национально-культурной автономией должны обладать национальные меньшинства. Стали спорить о том, что давайте и русским дадим национально-культурную автономию. Слава Богу, пока этого не произошло. Если мы признает за русскими право на национально-культурную автономию, значит, мы автоматически себя относим к национальному меньшинству и, как следствие, наш статус в рамках России будет совершенно иной. Сюда я еще добавлю законы, которые также напрямую касаются русских, хотя вроде бы так не звучат. О тех же соотечественниках. Соотечественники - лица с двойным гражданством, мигранты, вынужденные переселенцы. Кто это? Да на 90% это те же самые русские. Добавьте все различные статусные роли и положения по законодательству в отношении всех этих групп населения, и вы поймете, что на самом деле русские делятся на различные группы. Они отдельно регулируются различными законодательными актами, а в целом это приводит как раз к необходимости того, чтобы, в конце концов, на федеральном уровне, мы сумели закрепить положение русского народа.
     Я не буду зачитывать тот проект закона, 24-го числа он будет обсуждаться на Комитете по делам национальностей. Скажу только основные вещи. Во-первых, в этом законе говорится о том, что русский народ есть. И самое главное, что русский народ самоопределился на всей территории Российской Федерации. Тем самым мы говорим о том, что русские на территории России не могут быть национальным меньшинством. Говорится о том, что государство отвечает за русский народ точно также, как оно сейчас делает в отношении всех без исключения других народов РФ в соответствии с Конституцией и действующим законодательством. Мы не поднимаем русский народ выше других народов. Мы просто выравниваем наше правовое положение в отношении всех остальных народов. Говорится впервые о том, что русский народ имеет свою культуру. Это русская культура. Как это не парадоксально, есть закон об основах российской культуры, но вообще нигде не сказано, что у русского народа есть своя культура, в законодательном плане. И вы видите, когда мы говорим о телевидении, о газетах, о роли СМИ: все, что, якобы, говорится, на русском языке, это есть русское. Да ничего подобного. И мы говорим о том, что русские - это русская культура. И соответственно говорится о праве русских на русское национальное образование, воспитание, в том числе по той спорной теме: имеем ли мы право обучаться основам православной культуры и этики. И, наконец, говорится о единстве русского народа, о том, что государство гарантирует это единство. И в отношении соотечественников за рубежом мы обязаны сохранять их в едином национально-культурном образовательном и духовном пространстве.
     Поэтому, не разворачивая дальше эту тему, я надеюсь, что этот закон с большим трудом, но пробьет себе дорогую. И хотел конкретно внести предложение с учетом тех рекомендаций, которые нам были представлены. Прежде всего, на сегодняшний день действует три программы, которые напрямую касаются русского народа и его положения в России.
     Во-первых, это концепция государственной национальной политики.
     Но инструмент этой политики, ее реализации Министерством по делам национальностей был ликвидирован. Была статья отдельно в бюджете РФ на национальную политику. Ее также успешно ликвидировали. Поэтому говорить о национальной политике русского народа, не воссоздав в том или ином виде новое министерство с конкретными функциями и статью в бюджете, будет трудно. Это первое предложение, которое я хотел бы внести в результирующую часть.
     Второе, что я хотел бы сказать. Есть еще две программы, которые идут параллельно с программой национальной политики. Это программа патриотического воспитания и программа воспитания толерантности в России. На патриотическое воспитание в последние два года вообще ни одной копейки не дается. Навязали расходы Министерству обороны. Так Министерство обороны из своих оборонных средств выкладывает деньги для того, чтобы как-то вести патриотическое воспитание. В отличие от этого программе толерантности выделено несколько сот миллионов рублей, которые активно используются. Предложение следующее. Рассмотреть вопрос о координации всех этих трех программ с тем, чтобы уравновесить их с точки зрения национальной ориентации, и с точки зрения распределения ее по тематике, поскольку все они идут параллельно друг с другом, не соприкасаясь между собой.
     Третье предложение, по федеральным округам. Здесь был представитель Центрального федерального округа. Я могу сказать, что мы это неоднократно обсуждали, и еще раз хотел бы сказать. На сегодняшний день федеральные округа, полномочные представители Президента в федеральных округах не обладают ни финансовыми средствами, ни действенными рычагами по воздействию на национальную политику в тех регионах, в которых эти округа находятся. Не могут их осуществлять даже научно-исследовательские институты. Предложение - рассмотреть вопрос о наделении такими полномочиями федеральные округа, правом координации.
     В блоке тех законов, которые были перечислены, хотел бы поддержать федеральный закон о русском народе, который находит свое правовое решение.
     

Круговых И. Э.

Источник: Рустрана.Ру - "Русская Цивилизация" - Все о России на одном портале   Ссылка


Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".