Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Деловой Совет

Партнёры



Как Артур Чилингаров на «Аннушке» Южный полюс покорял

Как Артур Чилингаров на «Аннушке» Южный полюс покорял

//"Комсомольская правда", 24 Сентябрь 2024

25 сентября исполнилось бы 85 лет знаменитому полярнику, ученому и политику

Артур Николаевич немного не дожил до своего юбилея. Он ушел 1 июня этого года, но память об этом замечательном человеке будет жить.
Его имя навечно вписано в книгу покорителей Арктики и Антарктики. Он стремился туда при любой возможности, наслаждаясь каждой минутой свободы, которую дают Крайний Север и Крайний Юг. Но даря одно, они требуют другого - готовности принять ответственность за себя и свою команду и умения решать, казалось бы, неразрешимые проблемы. Эти черты характера Чилингарова ярко проявились во время спасательной операции по освобождению из ледового плена научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» у берегов Антарктиды в 1985 году, за руководство которой Чилингаров был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (а Героем России он стал за успешное выполнение программы высокоширотной арктической глубоководной экспедиции «Арктика-2007» и установку флага на дне Северного полюса).
Однако сейчас мало кто помнит о другой экспедиции легендарного полярника, может быть, даже более опасной и волнительной - полете на Южный полюс на биплане Ан-3Т. Это тот самый случай, когда по реальным событиям можно снимать фильм, ничего не приукрашивая: жизнь сама написала сценарий.
О подробностях этой экспедиции декабря 2001 - января 2002 года рассказал ее участник, помощник Чилингарова, вице-президент «Ассоциации полярников» Константин Зайцев. Мы встретились в эфире совместной программы Радио «КП» и Русского географического общества «Клуб знаменитых путешественников».

Доказать всему миру

Идея перелета на Южный полюс на самолете Ан-3Т родилась так. В начале нулевых нам слишком активно начали предлагать возродить парк существующих «Аннушек», поставив на них восстановленные американские двигатели. Мол, это единственное и недорогое решение проблему с самолетами для высоких широт, которые имеют колесное, лыжное и поплавковое шасси.
Но зачем нам иностранное, если есть свое? Неубиваемый Ан-2 летает с 1947 года и давно доказал, что лучше него трудно что-то придумать. Можно производить биплан и дальше, просто укомплектовав современными приборами и более мощным российским мотором.
Американцы, кстати, идут именно такой дорогой: их транспортные С-130 Hercules DC-3 Douglas до сих пор успешно летают в полярных широтах, а ведь «Дуглас» начал эксплуатироваться еще до Второй мировой войны! Просто их регулярно модернизируют - и горя не знают...
Чтобы доказать, что у обновленной «Аннушки» с более экономичным и мощным отечественным мотором (она как раз и получила индекс Ан-3Т) есть все возможности работать и работать, Чилингаров решил испытать ее в Антарктиде.
- Он понимал: если мы не обкатаем, не покажем миру эту машину, то на отечественных самолетах могут окончательно поставить крест, - рассказывает Константин Зайцев. - О самолете и экипаже Чилингаров договорился с Омским заводом «Полет» и Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова, нашел спонсора - любителя приключений Фредерика Паулсена, которого увлекла идея полета на Южный полюс.
Подготовка шла на высокой скорости, чтобы уложиться в период новогодних каникул. Из Омска пригнали Ан-3, разобрали, загрузили в самолет Ил-76 авиакомпании «Атлант-Союз», с которым помогло правительство Москвы, и экспедиция стартовала.
Долетев до Чили, наши договорились с местными полярниками о разрешении использовать их базу на леднике «Пэтриот Хиллс».
В Антарктиде самолет Ан-3 выгрузили из транспортника, за сутки на руках и с помощью какой-то матери его собрали, заправили и стартовали на Южный полюс, где находится аэродром американской базы «Амундсен-Скотт». Преодолеть нужно было 1300 километров.
- Чилингаров сознавал, в чьи руки он вручает жизнь свою и всех участников перелета, - вспоминает Константин Зайцев. - Наш экипаж состоял их летчиков-испытателей ПО «Полет» и АНТК им. Антонова, которые несколько лет проводили заводские испытания самолета и знали машину от и до. Более того, штурман-испытатель КБ им. Яковлева Сергей
Кудряшов применил новые навигационные разработки для полетов в приполюсном районе. Поэтому, несмотря на все сложности, экипаж точно вышел на взлетно-посадочную полосу и удачно сел, установив мировой рекорд: впервые до Южного полюса своим ходом долетел российский одномоторный борт!
- Представляю, что почувствовали американцы, когда увидели эту стрекозу. Для них, наверное, было бы легче пережить прилет летающей тарелки! - рассказывал ведущий «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич.

Автостопом до Новой Зеландии

После посадки Чилингаров сразу позвонил Президенту России и сообщил об успешном достижении Южного полюса.
На «Амундсен-Скотт» пробыли несколько часов. В это время пришел неблагоприятный прогноз погоды по месту посадки на «Пэтриот Хиллс». Посоветовавшись с синоптиками, решили перенести старт на утро.
Американцы приютили гостей в спортзале, накормили, напоили…
- Наутро поднимаемся, ждем доклад экипажа о готовности к вылету, а он все не поступает, - рассказывает Константин Зайцев. - Чилингаров посылает меня к летчикам выяснить, чего ждем.
Я подбегаю к экипажу: «Что случилось?» - «Идет какая-то вибрация в движке». - «И что делать?». Командир экипажа Сережа Тарасюк отвечает: «Если бы без вас, я рискнул бы лететь. Но с людьми... Полторы тысячи километров ледяной пустыни. Если «чихнем» и сядем, оттуда нас никто не вытащит. В общем... надо оставлять машину...». В этой ситуации для себя я открыл совершенно другого Чилингарова. Да, нужны смелость и мужество, чтобы руководить такой экспедицией, но на миру, как говорится, и смерть красна. Еще большее мужество нужно, чтобы после того, как ты объявил на весь мир, что все в порядке, снова звонить президенту и сообщать, что у тебя и экспедиции проблемы... Мне запомнился этот звонок. Разговор двух умных и ответственных людей. Один честно объясняет, что случилось, а второй спокойно отвечает: «Артур Николаевич, главное - люди, главное, чтобы все вернулись домой».
Фредерик Паулсен выкупил свободные места на американский туристический борт BT-67 Basler, который в этот день прилетел с туристами на Южный полюс и вернулся в Чили.
А русских участников экспедиции американцы предложили доставить на Большую землю легендарным C-130. Только попали они с этой оказией аж... в Новую Зеландию, в Крайстчерч!
- Выходим из самолета. Пуховики, арктические ботинки. А тут температура под плюс сорок! - смеется Константин Зайцев. - С собой только документы, денег практически ни у кого нет.
Встречает наш посол: «Артур Николаевич, добро пожаловать! Чем помочь?» - «Дорогой! Одолжи денег: ребят надо переодеть в шорты и шлепанцы». Посольские, конечно же, выручили с гостиницей и билетами. Вскоре мы оказались в Москве.
Поломка двигателя, возможно, уберегла экспедицию от еще больших проблем. В день, когда по плану Ан-3 должен был вернуться на «Пэтриот Хиллс», где его ждал Ил-76, поднялась такая буря, что из-за снега не было видно дальше вытянутой руки. А перед аэродромом - горный массив, который могли не заметить в пурге или не хватило бы мощности через него перевалить. Хотя, если бы перевалили, как садиться в такую непогоду?
Вы не должны были долететь!
Но история на этом не завершилась. Люди вернулись, но самолет остался. Американцы начали бомбардировать письмами: мол, заберите свой хлам, вы загрязняете Антарктиду. А не заберете - мы его распилим и сами вывезем.
- Три года мы решали этот вопрос, готовились, - продолжает рассказ Зайцев. - Нашли замену двигателю. Но единственный мотор, который можно было получить, находился под арестом: шел суд с какой-то компанией. Артур Николаевич смог договориться: он просто одолжил движок, поклявшись, что вернет после полета...
В декабре 2004 года этот двигатель доставили на Южный полюс вместе с бригадой техников ПО «Полет» и экипажем летчиков-испытателей АНТК им. Антонова. Нужно было видеть глаза американских полярников! «Здравствуйте, мы тут у вас самолет оставляли, вот забрать хотим». В прошлый раз они были поражены, словно летающую тарелку увидели. В этот - словно инопланетян. И конечно, американцы не поверили, что машину можно реанимировать - она прозимовала три года на Южном полюсе при температуре, которая падала до минус 80 градусов.
И вот разгар антарктического лета. Мороз - минус 50. Ветер. В этих условиях техники меняют двигатель. Летчики запускают его, делают пробный полет и решают - наконец летим домой. Только есть проблема. Максимальная дальность полета АН-3Т - 1200 км. А расстояние от станции Южного полюса до станции «Мак-Мердо» на побережье, где «Аннушку» и участников экспедиции ждет Ил-76 авиакомпании «Газпромавиа» - 1570 км. Топлива могло не хватить на обратный путь, поэтому салоне поставили дополнительную бочку. Летчики посовещались и решили - дотянем!
Чтобы максимально сократить расход топлива, отключили отопление кабины и все дополнительное оборудование. Потом летчики рассказывали: «Мы сразу набрали высоту 7 км. Кислорода у нас было на 20 минут. Поэтому летели без него, держали на случай, если кто-то отключится». Но это еще не все проблемы: унты, в которых они работали на земле, были широкими, не вставали на педали, и пилотам пришлось переобуться в кроссовки. Температура за бортом в полете - минус 70.
Экипаж пролетел 1570 км и дотянул до «Мак-Мердо». Причем перед посадкой еще и выполнил фирменный антоновский пролет, показав несколько фигур высшего пилотажа. Буквально - на последних каплях керосина. Резервной бочкой так и не воспользовались.
Представитель Госдепа, который встречал наших ребят, признался: «Я не знаю, что мне докладывать в Вашингтон. По всем расчетам, по всем условиям вы просто не должны были прилететь». Особенно его поразили кроссовки...
- После счастливого завершения этой истории у нас возникла немного сумасшедшая идея, - вспоминает Зайцев. - В январе 2005 года мы вернулись в Россию, а уже в марте на том же Ан-3Т с бортовым номером 9801 можно было долететь до Северного полюса. Тогда это будет первый в мире самолет, за три месяца побывавший на обоих полюсах! Я пришел к Артуру Николаевичу. Он сказал: «Это было бы очень красиво... Но я обещал двигатель вернуть»... Эта идея так и осталась мечтой. Никогда Чилингаров не бросал слов на ветер!

ФОРТУНА

Деньги на бочку!

И это еще не все! Как было сказано в самом начале, история кинематографическая абсолютно!
В Антарктиде, как и везде, надо выполнять обещания. При согласовании возвращения российской команды с Южного полюса в Новую Зеландию в 2002 году Чилингаров гарантировал американцам возместить их расходы в размере 45 тысяч долларов, что и было выполнено. Однако судьба совершенно чудесным образом вернула почти всю сумму.
- Я об этой истории узнал случайно, - улыбается Константин Зайцев. - Мы летели во Владивосток на частном самолете году в 2006-м. Экипаж - иностранный. Подходит ко мне стюардесса-англичанка: «Мой командир все смотрит на вашего начальника и хочет спросить: а не мог ли он видеть его в Лас-Вегасе?» - «Как же он его запомнил?» - «А он тогда джекпот выиграл».
Я подхожу, передаю вопрос, он смеется и говорит: веди сюда пилота, расскажу! Действительно, во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити российскую делегацию привезли в Лас-Вегас. И Артур Николаевич решил сыграть. Перед ним дергал однорукого бандита наш чиновник - безуспешно. «А я подошел, два удара - и там лампочки замигали, посыпались монетки».
Чилингаров выиграл тогда 40 000 долларов.

Вот такое кино!

Евгений САЗОНОВ, Шеф-редактор газеты

Фото: Артур Чилингаров на Южном полюсе. Фото: Константин ЗАЙЦЕВ

Ссылка на статью


Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".