Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



И.В.Чиндин. Миф: реконструкция архаической ментальности

И.В.Чиндин. Миф: реконструкция архаической ментальности

Чиндин Игорь Викторович - эксперт Клуба "Российский парламентарий", председатель Правления ЦДИ, к.филос.н.


Чиндин И.В. Миф: реконструкция архаической ментальности. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2013. – 164 с.

ISBN 978-5-89903-165-6

Рецензенты:

Е.Г. Балагушкин – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН

А.Н. Булкин – доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой


Оглавление

Предисловие

Глава 1: Теории

1. Миф как символическая форма

2. Психоаналитические версии мифа

3. Аспекты логики мифа

4. Французская социологическая школа

5. Нуминозное и архэ

Глава 2: Гипотезы

1. Ретроспективная

2. Футурологическая

Приложения

1. Социальная мифология и квазирелигия

2. Культурная мифология


В монографии содержится краткий экскурс в феноменологию мифа – дается краткое описание изложенных в 20-м веке теорий мифа и мифического мировосприятия. На основе данного экскурса формулируются гипотезы относительно до-мифологического бытия человека и его после-культурного существования. Монография предназначена для специалистов в области религиоведения, антропологии, культурологии, студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами мифического и религиозного понимания мира.


Посвящается памяти Ярослава Михайлова

Предисловие

Вследствие увеличения доли рационально-логического начала в мировосприятии человека мы с неизбежностью обнаруживаем притупление его интереса к другим способам ориентации в бытии. Иные формы мировосприятия ассимилируются разумом, перекладываются на его научный язык и тем самым «побеждаются». Представление о всесилии разума в европейской культуре Нового времени мы встречаем уже в 18-м веке – в эпоху Просвещения. Именно здесь происходит рождение атеизма с вытекающей из него полной дискредитацией сферы божественного. За священными сюжетами как древних народов, так и христианства разум Просвещения отказывается признать особый и высокий смысл. Мифы объявляются пустыми выдумками или в лучшем случае некими аллегориями – рассказами о человеческих событиях в манере иносказания. 18 век проходит под знаком убийства самоценного и высокого смысла в священном сюжете; сфера божественного обесценивается в результате дерзких попыток разума переложить мироздание на свой лад. Главное внимание начинает уделяться вопросам просвещения, оразумления жизни, в котором видится панацея от всех бед человечества. Однако после неудач Французской революции горделивый пыл разума охлаждается и ему с необходимостью приходится признать наличие в человеческой природе своего антипода – иррациональное. 19 век проходит под знаком восстановления интереса к мифу. Ярче всего это проявилось в философии Фридриха Шеллинга, который отказался редуцировать миф к аллегории, эвгемерии1, как впрочем и к поэзии, а признал в нем наличие высокого, независимого от человеческого разума, априорного, трансцендентального смысла. Мифология для Шеллинга – это некая первоматерия, из которой все произошло, некий набор первоэлементов. Она символизирует вечные начала мира и служит материалом для искусства. Так мифическое в мире разума начинает отстаивать свою автономию наряду с другими самоценными феноменами человеческого бытия. Безусловно, мифическое в мире разума – это не само живое мифическое, а попытки его описать, понять, однако эти попытки (начиная с Шеллинга) уже не носят явно редукционистского характера.

Хотя стоит оговориться, что в 19 в. определенный редукционизм еще прослеживается. Вторая половина столетия проходит под знаком противостояния двух направлений толкования мифов: немецкой натуралистической школы (Макс Мюллер) и английской антропологической (Эдуард Тэйлор). С именем Мюллера в рамках сравнительного языкознания связывают возникновение концепции мифа как «болезни языка». – Чтобы как-то обозначить общие понятия, древний человек выявлял их конкретные признаки и закреплял в памяти посредством метафор. Но со временем случалась «болезнь» – изначальный смысл метафор забывался и тем самым происходил некий сдвиг в их понимании: метафора начинала пониматься буквально – так рождался миф. Следовательно, боги, по Мюллеру, это солярные, лунные символы, а если обобщить, то для натуралистической школы боги – это символы или метафоры природы. Тэйлор, опираясь на богатый этнографический материал, в своих исследованиях приходит к выводу о единообразии человеческой психики и прогрессирующей культурной эволюции человека. В связи с этим на ранних стадиях развития первобытному человеку якобы приходилось объяснять мир не научно, а по аналогии с самим собой. И поскольку рациональные наблюдения за рождением, болезнью, смертью и т.п. стимулировали появление у дикаря представлений о душе, постольку в дальнейшем он стремился эту душу найти не только у себя, но и в явлениях природного мира. В результате этих «примитивных операций ума» у дикаря рождается представление об одушевленности всего мира – анимизм. И анимизм, и теория «болезни языка» выводят мифологию из элементарных операций мышления и тем самым уступают, на наш взгляд, в основательности подхода к мифу, который мы встречаем у Шеллинга.

20-й век вслед за Шеллингом занимает решительную позицию рассматривать миф как уникальный и чудесный, не сводимый к примитивной рациональности, феномен человеческого бытия. Вследствие этого мы вправе говорить о возникшей в прошлом столетии феноменологии мифа. В представленном философско-культурологическом очерке будут вкратце освещены основные теории мифа, возникшие за последние сто лет, а также тезисно изложены гипотезы относительно возможных до-мифической и после-культурной эпохах.

______
1 Эвгемерическая трактовка мифа связана с попыткой увидеть в богах черты великих политических деятелей прошлого, то есть свести образ бога к образу правившего в древности царя.



Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2021 © "Российский парламентарий".