Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita | fr
 
О клубе
Партнёры


С.Д.Баранов. Украина – ЕС: роль добровольной жертвы

С.Д.Баранов. Украина – ЕС: роль добровольной жертвы

//Киевский ТелеграфЪ, 03 Март 2013

Что на самом деле стоит за разговорами о «европейском выборе»

По итогам прошедшего саммита Украина – ЕС уже ясно, что главная цель - подписание соглашения об ассоциации между этим двумя субъектами отложено на неопределенный срок. Ноябрь 2013 года может рассматриваться, как и любая другая дата, например, прозвучавший до саммита из уст еврочиновников 2016 год. Чтобы подписать соглашение в ноябре, по словам посла Украины при ЕС Константина Елисеева, уже к маю нужно выполнить ряд условий-критериев. Штефан Фюле в начале февраля называл 11 условий. Данные условия не носят официального характера.

Они лишь должны показать, что руководство Украины готово выполнять требования Евросоюза, иными словами, признать на деле свою политическую зависимость и готовность ее углублять в дальнейшем - уже в процессе десятилетнего выполнения соглашения об ассоциации. Гарантией выступает административное разоружение перед оппонентами внутри Украины, которые могут сменить президента, Кабмин, состав парламента. Недаром наиболее внятные требования относятся к системе правосудия, выборов, прекращение дел Юрия Луценко и Юлии Тимошенко.

Соглашение об ассоциации само по себе не означает какого-либо объединения Украины с ЕС, а просто закрепляет и конкретизирует так называемую политику добрососедства Евросоюза. (А каким еще, как не добрым, должно быть соседство Украины и ЕС, если нет взаимных проблем, территориальных претензий?) Ассоциация с ЕС отнюдь не открывает границы Европы для Украины, ни для экспортеров, ни для физических лиц. 

Она просто регламентирует ряд моментов. Каких? Техническое регулирование различных сфер экономики, переход на европейские стандарты и отказ от старых стандартов, прежде всего в торговле, контроль над экономикой Украины, детальное согласование экономической политики с контролирующими органами и законодательством ЕС. Смысл этих обязательств – добровольная постановка экономики под контроль ЕС. Принятие этого соглашения создаст на ближайшие десять лет огромные «технические» проблемы по выполнению соглашения перед госаппаратом и субъектами внешнеэкономической деятельности Украины. 

Соглашения об ассоциации Евросоюз имеет с Южной Африкой, Мексикой, Чили, Турцией, Алжиром, Тунисом, Марокко, Палестинской автономией. И с такими соседями, как Сербия, Хорватия, Черногория, Македония. Как мы видим по списку, это либо бывшие колониальные и полуколониальные страны на границах с Европой, либо проблемные партнеры внутри Европы, по каким-либо причинам, не готовые к принятию их в ЕС (Балканы). Третья группа стран – активно растущие экономики за пределами европейского ареала, которые Евросоюз рассматривает как желанного партнера либо как зону своих особых интересов. Большинство из стран, ассоциированных таким образом с ЕС, никогда не станут его членами. Соглашение об ассоциации и перспектива членства в ЕС на практике никак напрямую не связаны. Соглашение не исключает поддержание или создание таможенных союзов и зон свободной торговли с другими странами. Напрашивается вывод, что ассоциация не приближает вступление в Евросоюз, а закрепляет статус-кво Украины. 

Реальное членство или политическая игра элит: состоится ли жертвоприношение?

В обозримом будущем вопрос о приеме Украины в Евросоюз в плоскости реальной политики не рассматривается. Евросоюз не примет Украину на тех условиях, которые обещаны украинскому обывателю его политиками (это предвыборные обещания, в подтверждение выполнения которых украинскими политиками народу и приводится процесс подписания соглашения об ассоциации). Причин много: и текущих, и постоянных. Примерно по этой же сумме причин было в свое время отказано Турции, которая, конечно же, настоящая азиатская страна, в отличие от Украины (мирового кризиса тогда еще не было). Украине отведена роль особой периферийной страны, живущей по особым правилам вне Евросоюза, но в ассоциации с ним, то есть, под контролем.

Текущие причины: 1) кризис, и вообще экономические проблемы Еврозоны; 2) неготовность Евросоюза принять всех стран-кандидатов сразу, а список приоритетных стран уже есть и до Украины; 3) неурегулированные отношение между различными группами участников Евросоюза и, как следствие, внутренняя неготовность к новому и значительному расширению; 4) неготовность Украины, как формальная (по выдвинутым требованиям, а также Копенгагенские критерии), так и, по сути (половина граждан видит себя в союзе с Россией, и поддерживают соответствующие политические силы); 5) политика нынешнего руководства Украины, которая во многом не устраивает руководство Евросоюз, 6) возможная реакция России. В этих условиях прием Украины может привести к усилению внутренних проблем Евросоюза, стать критическим фактором его развала, усилению влияния восточноевропейской группы стран. 

Постоянные причины: Украина не является в узком смысле европейской страной, и к тому же она слишком крупна, чтобы сделать для нее исключение. Украина – страна: а) евразийская, множеством каналов связанная с Евразией и имеющая евразийский менталитет, сколько бы не говорили обратное, б) как минимум наполовину русская (с точки зрения европейцев Украина русская и большинство украинцев почти русские), в) православная, г) цивилизационно оригинальная восточноевропейская, д) тяготеющая к России и зависящая от России по экономике и культуре. Сегодня наукой уже доказано, что славяне и их более малочисленные соседи принадлежат к другой, хотя и родственной, генетической ветке европейских народов, чем романо-германцы, с другой языковой группой, другим стилем жизни и экономикой, закрепленными, как правило, другой, православной религией, по крайней мере, у восточных и южных славян. 

Восточная Европа независимо от политических раскладов -- это Другая Европа. Осознание этого фундаментального факта растет, и о растущем интересе к нему свидетельствуют невообразимо неуклюжие попытки украинского национализма конструировать свое родство от мифических древних украинских цивилизаций. Цивилизации-то были, но не в той гротескно-абсурдной форме, изобретенной малороссийскими местечковыми учеными неучами - современными «лысенковцами»! И не «украинские», а наши общие, и русские, – с поляками, чехами, словаками, литовцами, латышами. Никто, конечно, не мешает этим народам жить в Евросоюзе, но они могли бы обойтись и без него, как Швейцария. Кстати, правые среди поляков и других народов Европы уже подумывают о выходе из Евросоюза, хотя вряд ли им кто-то разрешит. Все, они в системе. Вход стоит евро, выход – десять.

Евроинтеграция Украины означает: ее дезинтеграция на две части, обострение отношений с Россией, допуск русских в европейскую политику. Пока в Европарламенте почти нет русских депутатов, только Татьяна Жданок от Латвии, нет партии, почти нет русских мэров. А Россия и русские не воспринимаются Евросоюзом как своя часть. И совершенно правильно. В случае же приемки Украины все это будет в Евросоюзе. Приняв в себя даже Украину, не говоря уже о России, Европа будет другой, совсем другой. Мы разные, поэтому и дружить можем на определенной дистанции. 

В свою очередь большинство украинских олигархических групп - вопреки публично декларируемым ими целям - в действительности не заинтересованы во вступлении Украины в Евросоюз. Последнее означало бы потерю значительной части экономического и политического суверенитета, а в перспективе и потерю принадлежащей им крупной собственности. Та самая незалежность и имущество, рассматривается ими как Божий дар, свалившийся в результате распада СССР, а отнюдь не борьбы украинского народа за независимость, и даже не борьбы националистов. 

В основе независимости украинского правящего класса лежит политика двухвекторности: балансирования между Россией и Западом. «Проснуться на Западе» мечтает мелкая буржуазия и националистическая интеллигенция. Многие из представителей украинской мелкой буржуазии, в основном, «лавочников», просто не понимают в силу своей ограниченности, что с переходом украинской экономики под полный контроль ЕС они разорятся и пополнят ряды люмпенов, так как западным компаниям они станут не нужны и не выдержат конкуренции. 

Часть из представителей элит, правда, заинтересованы в упрощении торговых связей с ЕС, в том числе импорта товаров из Европы, а, следовательно, и в ассоциации с Евросоюзом. Но есть много и тех, кому (их бизнесу) это ничего не дает и даже вредит. Огромное количество требований к Украине и ее хозяйствующим субъектам на более, чем 900 страницах, обнаруженное в недавно опубликованном тексте соглашения, ранее доступном только узкому кругу дипломатов, явно поубавит у украинских олигархов желание его подписывать, а, тем более, выполнять. Исходя из этого, можно прогнозировать, что подписание соглашения, скорее всего, будет тихо отложено на неопределенный срок, как было сказано, до 2016 года, с неявной подачи правительства. В пользу этого говорит, что Виктор Янукович пообещал Штефану Фюле удовлетворить требования ЕС только к ноябрю 2013 года, когда уже надо подписывать соглашение. В свою очередь без ответа осталось обращение Януковича в Европейское энергетическое сообщество по поводу 7 млрд. штрафа «Газпрому». В отличие от «оранжевых» национал-популистов нынешняя правящая группа Украины отнюдь не торопится безоглядно выполнить все требования ЕС как прилежный ученик. Дело, может быть, даже и не в желании, а в том, что она не может это сделать вопреки законам экономики, тем более, будучи представителем владельцев промышленности.

Однако поскольку практически все они не могут избежать личной зависимости от позиции властей Европы и США в отношении их бизнеса и свободы передвижения, следовательно, все они заинтересованы в постоянной демонстрации лояльности и даже любви к Евросоюзу. Как раз тема ассоциации и стремления к вступлению в ЕС, несмотря на скрытое равнодушие и нежелание, - неисчерпаемый кладезь хороших поводов для постоянного демонстрирования лояльности к Брюсселю. Очередное голосование Верховной Рады перед саммитом тому пример. 

Одновременно это и тема для манипулирования иллюзиями «европейского счастья» у украинского населения, привитыми ему агентами влияниями из числа упомянутой националистической интеллигенции, которые, хочешь - не хочешь, - немаловажный фактор в политической борьбе. К тому же шаги навстречу Евросоюзу – средство давления на Россию, своеобразная игра нервов. Всегда есть причина для отказа от приглашения в какие-либо интеграционные проекты с Россией. А поскольку Россия не торопится демонстрировать низкопоклонство перед Евросоюзом, украинские политики приводят своим избирателям российскую политику в качестве свидетельства якобы неевропейскости России. «Посмотрите, мол, как мы всеми силами извиваемся», чтобы прорваться в цивилизованную Европу! А Россия и сама не хочет и нам не дает. Поэтому мы все еще никак… Там, где мы находимся».

Игра вокруг «европейского выбора» приобретает параноидальный характер навязчивой идеи, развивающий абсолютно необоснованные иждивенческие ожидания части украинского населения от Европы как некоего социально-рыночного и политического рая. Игра уже длится третье десятилетие, а воз и ныне там. Патовая ситуация бесконечного тупика все больше и больше обволакивает страну.

Евросоюз, в принципе, устраивает нынешний статус Украины, так как Украина подчиняется в геополитике и идеологии, платит дань в виде вывоза капитала и рабсилы и открывает свой рынок для европейских товаропроизводителей. Однако есть опасения, что зависимое положение вдруг закончится, и Украина объединится с Россией. (Такое уже было не раз, и будет - страшный сон русофобов и прозорливых лидеров Запада сбывается. Сбывается же ведь, не так ли?!). Они и заставляют держать Украину на крючке вступительного процесса в ЕС и поддерживать иллюзии внутри страны. Функционеры Евросоюза понимают, что украинская элита ведет с ними своеобразную игру и периодически отчитывают ее как провинившихся школьников: «Смотрите, у меня там!..» А стоит ли игра свеч? Может быть, Евросоюз -- не самый лучший и далеко не единственный вариант в быстроменяющемся мире?

Рассмотрим империю Евросоюза и место Восточной Европы в европейской архитектуре. Европа, ее дух, и принцип разделения труда кардинально не поменялись с эпохи XVII-XIX веков, применительно к которой историк Фернан Бродель писал об особенностях территориальной структуры европейского пространства, разделенного на несколько зон по степени близости к центрам экономики и власти, соответственно, отсталости и благополучия. 

В Евросоюзе тон задают этнически и культурно чуждые Украине государства, которые никогда не считали Украину своей. А те государства Восточной Европы, которые относительно близки цивилизационно и этнически (Польша, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния, Венгрия, Литва, Латвия), не играют в Евросоюзе серьезной экономической и политический роли. Многие из них претендовали и претендуют на территорию Украины в качестве своей сферы интересов, а иногда даже собственности (Польша, Венгрия, Румыния). Их попытки втянуть Украину в Евросоюз и НАТО отнюдь не бескорыстны. В лице Украины они получают рынки сбыта в ущерб ее собственной, продолжающей сдавать позиции в разных секторах экономике (Польша – сельское хозяйство, Румыния - нефтепродукты), или прямые территориальные уступки (Румыния – шельф Черного моря, так нужный Украине для повышения энергонезависимости). В Украине очень много польской сельхозпродукции, которую вполне могла бы производить и сама Украина (яблоки, мясо, сало, картофель), а также суррогатной молочной продукции западных кампаний. Однако более выгодные экономические, государственные, климатически условия Польши, а также правила ВТО делают Украину беззащитной. Эта беззащитность только усилится. На черноземах Украины вместо продовольствия нередко выращивают рапс, убивающий плодородие почв, ради топлива для Европы. Собственная натуральная винная отрасль, которая могла бы обеспечивать и Россию, постепенно убивается порошковыми винами и коньячными спиртами из Европы.
Для Речи Посполитой Украина в XVI-XVIII веках была экономическим придатком, в котором поляки и полонизированная шляхта западнорусского происхождения играли роль правящего класса. Сама же Польша была аграрной периферией Европы, выступая механизмом экспорта зерна из Украины, Белоруссии. Аналогично и для Венгрии русины Закарпатья были подчиненным объектом. Румыны стремились подчинить земли Молдавии и соседние регионы Украины. Так что близость этих соседей Украине относительна, и не выдерживает сравнения с Россией и Белоруссией. Эти государства 3-й катеогрии, будучи периферией для Европы №1 (Германия, Франция, Великобритания, Бенилюкс и некоторые другие), а некоторые даже и для Европы №2 (Италия, Испания), в свою очередь рассматривают Украину и Белоруссию как свою периферию (Европу №4), за счет которой они хотели бы пополнить ресурсы рабочей силы, рынков сбыта, земель и повысить свою конкурентоспособность. Четвертая категория стран – максимум, на который Украина может рассчитывать в ЕС.

Евросоюз – конгломерат стран различного типа и уровня развития, в котором одни улучшают свое положение за счет других, навязывая им роль жертвы, подсаживая на долговой крючок, ликвидируя конкурирующие производства. Позднее то, на что «купилось» население этих стран, частично забирается назад. Пример – Греция. Возможно Сербия, которая уже стала жертвой военной агрессии, а далее и будет продолжать играть роль жертвы уже внутри. Во многих новых странах Евросоюза жизнь осложнилась. Пример та же Венгрия, где очень дороги коммунальные услуги, вода, отопление. Постепенно они становятся дорогими. Расходы на содержание квартиры в Венгрии составляют 20% ль зарплаты (200 евро за дом в сельской местности в месяц), притом, что в расходах на энергию 40% приходится на газ. Это ли нужно украинцам, привыкшим жить по-русски широко!? Известно ли украинцам, что жители европейских столиц боятся лишний раз принять ванну или даже душ? 

Центр выработки и принятия решений Евросоюза (так называемая «евробюрократия», но не только она) находятся за пределами досягаемости национальных государств, которых слишком много. Это, по сути, наднациональное глобальное правительство Соединенных штатов Европы. Но даже такая «Европа» не является самостоятельной, а подчиняется глобальному центру в США, еще более наднациональному. Нужно ли туда Украине, украинскому народу? Евробюрократия жестко выстраивает непокорных, не вписывающихся ее систему, прежде всего тех же восточноевропейцев: современная Венгрия, пытавшаяся под руководством националистов действовать самостоятельно, была поставлена на место санкциями. Евросоюз – империя нового типа, в которой есть и метрополия, а есть и полуколониальная периферия. Империи – не новость для Европы. Они были в ней всегда. Принципиально новым является наднациональный характер Евросоюза, ключи к которому в глобальной элите, за пределами Европы.
Провоцируя национализм и создание национальных государств иногда из разнонаправленных и этнически разношерстных компонентов, Евросоюз создает их по своему образу и подобию, по одному шаблону, лишая реальной возможности проявить реальное национальное своеобразие. В силу этого национальные государства начинают разрушаться. Готовятся к отделению Фландрия, Каталония и Шотландия, давно борются за отделение Страна Басков и Северная Ирландия, венгерская Трансильвания в Румынии. Европа все больше начинает походить на лоскутное одеяло «без границ».

Сегодняшний Евросоюз призван «стереть» цивилизационную особенность и самодостаточность восточноевропейских и других отличающихся стран, находящихся в его орбите, что он и делает с переменным успехом на Балканах, Греции, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Прибалтике, Румынии. Средством для стирания является глобалистская мультикультура и евроинтеграция как детальная унификация жизни по единым стандартам. Все народы получают свои мелкие национальные государства, но становятся похожи один на другой. Местные языки, которые никто не понимает, кроме титульных носителей, превращаются, по сути, в региональные. При этом национальные конфликты сохраняются и обостряются и внутри вновь созданных государств. Сегодня в Европе вы можете слышать лишь несколько крупных базовых языков: английский, французский, китайский, русский, немецкий, испанский, арабский и соответствующие им типы народов и мировоззрений. Все остальные – экспонаты большого этнографического музея под открытым небом. Эксперимент Евросоюза является беспрецедентным в истории человечества, и не понятно, куда он заведет европейские народы.

Очередной жертвой стала братская Сербия, а до этого большая часть Югославии, на много лет погрузившаяся в этническую войну. Последний пример – Греция, - также имеющая явный образ жертвы, или козла отпущения. Кто следующий? То же ждет и Украину в случае попадания под протекторат Евросоюза. Россия и Белоруссия отказались участвовать в таких проектах хотя и заинтересованы в сближении и всестороннем сотрудничестве с Европой, что и постепенно происходит.
Сам по себе замысел единой Европы неплох, если ориентироваться на добрые пожелания, но они далеки и реальных замыслов и планов и разделения труда, в котором четко выявляются центр и периферия. Факты жесткая вещь – и в Европе, и в мире, нет столько возможностей и ресурсов, чтобы всем было одинаково хорошо. 

За Евросоюзом как тень маячит агрессивный блок НАТО, претендующий на тотальное мировое господство, которого ему не суждено достичь в силу того, что мир не является слишком простым и однородным как хотелось бы носителям однополярного сознания. Мир многополярен и таким останется до своего конца. Один из его полюсов – православная или шире - восточноевропейская цивилизация, связанная с другими полюсами через Евразию (формирующийся Евразийский союз – удачное практическое соединение восточноевропейской цивилизации с входящими в ее орбиту азиатскими народами). История взаимоотношений Восточной Европы с Центральной и Западной Европой показывает непрерывную череду войн Запада против славян, балтов, финнов и полное их подчинение своей гегемонии. Сегодняшняя политика Евросоюза является продолжением этого (возможно, пока) относительно мирными средствами (за исключением вышеупомянутой Сербии). Но навсегда ли?

Европа сильно изменилась, но ее политэкономия осталась той же: неоколониалистской. За благоденствие кто-то должен платить. Раньше платили колонии, потом постколониальные страны. С 1990-х годов бремя переместилось на Восточную Европу, прежде всего, страны бывшего СССР, а среди них - прежде всего на Россию и Украину, откуда вывезено огромное количество капиталов и рабочей силы. Что дальше? Европейские страны только в последние годы ведут неоколониальные войны в Мали, Ливии, Афганистане, Ираке, готовятся вести в Сирии и Иране. Европейские страны лишились большинства колоний, но сохранили сам механизм неоколониализма и его финансовые рычаги. Одно из направлений – продолжение и даже наращивание вывоза капитала из стран восточной Европы и СССР (Украина, Россия, в первую очередь), подпитка своих экономик за счет наших сил. Пора, наконец, понимать, что ресурсы граждан и предприятий Украины должны вкладываться на Украине, а не вывозиться безвозвратно. Только это обеспечит рост ВВП. 
Те инвестиции с Запада, которые уже 20 лет ждут украинцы, призваны ускорить вывоз капитала, на каждый ввезенный евро будет вывезено два. Помимо вывоза финансовых средств, те же покупки недвижимости, туризм в Европе ведет к обескровливанию украинской экономики. Вместо обустройства своего, наши успешные соотечественники ищут чужого, рассматривая свою собственную родину как колонию глазами жадных европейцев-колонизаторов. А неуспешные становятся дешевой рабсилой или даже жертвами торговли людьми. Объединение с Евросоюзом, хотя бы даже и ассоциации, приведет к тому, что Украина будет вывезена вся, а ее земли - шикарные черноземы --распроданы и засеяны вредными и трансгенными культурами. А ведь настоящие европейцы ведут себя прямо противоположным образом. Французы, как известно, отдыхают на курортах в пределах собственных границ либо в европейской части, либо заморских колониях. Деньги, потраченные на туризм, остаются в основном внутри страны. Сравните также политику в области экологии и ресурсов: во Франции добыча сланцевого газа методом гидроразрыва пласта запрещена как вредная для страны, а на Украине планируется его массовая добыча как якобы панацея от всех бед.

В настоящий момент финансовая система Запада переживает гиперинфляцию, представляющую опасность для экономик всего мира и прежде всего, для Украины, чья валюта жестко привязана к евро и доллару и нее нет резервов прочности. Гиперинфляция вызвана выпуском денег и привычкой к избыточным расходам, не обеспеченным реальной экономикой. «Украинская мечта», еще со времен Центральной Рады и Директории рассчитывающая на то, что все экономические проблемы Украины решит Европа, будь то Германия или Антанта, сегодня совершенно беспочвенна. 20 лет она питает иллюзии украинского мелкобуржуазного национализма. Но Европа: а) сегодня просто не в силах этого сделать; б) никогда не имела ни малейшего желания. Чего Европа хочет от Украины: уважения демократических ценностей и прав человека?

Продолжение следует.

Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2017 © "Российский парламентарий".