Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



А.Н.Белоусов. Отрасль остаётся без специалистов

А.Н.Белоусов. Отрасль остаётся без специалистов

//журнал "РФ сегодня", №10 май 2011 , 25 Май 2011

В

Средний возраст работников составляет 55—57 лет. Из-за низкой заработной платы с предприятий в первый год уходит каждый третий молодой работник.

Как выходить из сложившейся ситуации?

Для этого прежде всего надо ответить на вопрос, кому готовить современных авиационных специалистов: бизнесу или государству? Подготовка квалифицированного авиаинженера очень затратна и по деньгам, и по времени. Поэтому бизнес на это не идет, бремя ложится на государство. Именно оно ответственно за развитие стратегических отраслей, потому и должно взять на себя всю тяжесть финансовых затрат.

Госпрограмма экстренных мер должна опираться на тщательно проработанный проект модернизации кадрового потенциала. Сегодня нужны не просто новые специалисты, а специалисты новой формации. Для сохранения, подготовки и закрепления квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе Минпромторг России два года назад утвердил Стратегию создания системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Стратегия есть, но комплексное финансирование ее направлений разделено по разным источникам — внебюджетным, бюджетным, — и не охватывает подготовку кадров разных квалификационных уровней для той или иной отрасли. Мы предлагаем разработать и утвердить Федеральную целевую программу на базе вышеупомянутого документа с конкретным финансированием мероприятий. В новую ФЦП нужно включить два основных базиса — с долгосрочной и краткосрочной перспективой развития и сохранения кадрового ресурса.

Чтобы подготовить специалиста для квалифицированной работы требуется, по самым скромным подсчетам, не менее пяти лет. Поэтому предлагаем нашу новую динамичную программу подготовки специалистов, завязывать под определенный авиастроительный проект. В ее основе — агрегатированный подход, когда специалиста готовят не в одном, а в нескольких, продвинутых по необходимым направлениям вузах, что позволит вооружить его самыми передовыми технологиями. Такой подход к организации учебного процесса потребует, во-первых, четкого взаимодействия промышленности и вузов и, во-вторых, жесткой учебной кооперации отраслевых вузов. И то, и другое сегодня отсутствует.

Что делает Комитет ТПП РФ по авиационно-космическому развитию? Создаем координационный центр в городе Жуковский на базе Национального центра авиастроения, там же формируемого. Разработана схема взаимодействия федеральных органов власти, предприятий и вузов по организации и комплексному решению проблем подготовки кадров для авиапрома. Предложена концепция проектно-целевой интенсивной инновационной подготовки авиационных специалистов (ИПАС), которая позволит интегрировать возможности и достижения всех авиационных вузов в образовательных целях, а также организовать подготовку специалистов в области критических инновационных технологий. Естественно, в рамках государственного заказа.

В организационном плане программа ИПАС увязывает правительственную стратегию развития авиапрома на период до 2015 года с нацпроектом образования.

В рамках нашего Комитета, чтобы вовлекать юношей и девушек в развитие научно-технического потенциала, предпринимательства, инноваций и открытий в области авиации и космонавтики, открыта молодежная секция. Проведены занятия в Международной аэрокосмической школе с участием более 250 молодых ученых и студентов, во Всероссийской научно-технической школе-семинаре «Аэрокосмическая декада».

Все это само по себе не делает погоды. Необходимы, во-первых, государственная программа мер на базе проекта модернизации кадрового потенциала, во-вторых, инвестиции в интеллектуальное развитие молодежи, в-третьих, взятие государством ответственности за подготовку кадров для авиапрома и космоса.

авиационной отрасли сегодня три основные проблемы: технологическая отсталость, недостаток ресурсов, острая нехватка кадров. Остановлюсь на последней проблеме.

Александр БЕЛОУСОВ,
начальник Аналитического управления Госдумы,
председатель комитета Торгово-промышленной палаты
по развитию авиационно-космического комплекса,
член Клуба "Российский парламентарий"

Ссылка на статью

 

Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".