Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Доклад первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы но охране здоровья Н.Ф. Герасименко. Общественная палата РФ

Доклад первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы но охране здоровья Н.Ф. Герасименко. Общественная палата РФ

//Доклад, 16 Сентябрь 2009

             В апреле 2008 года был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака». Присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака вызвано доказанной нарастающей угрозой для здоровья людей со стороны распространяющейся по всему миру эпидемии табака. Если тенденции нарастания распространенности курения не будут снижаться, то по прогнозам к 2020 году ежегодно преждевременно будут умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одной из самых значимых причин, приводящих к преждевременной смерти. Российская Федерация входит в число стран с высокой (более 40%) распространенностью табакокурения среди всего населения, поэтому ее присоединение к Конвенции по борьбе против табака является оправданным и целесообразным.

В   настоящее   время   в   России   масштабы   употребления   табака   и распространенность связанных с этим заболеваний продолжают нарастать.

Несмотря на ежегодную убыль населения, ежегодно растет потребление сигарет. За десять лет с 1997 по 2007 год производство сигарет а России увеличилось почти в два раза (с 250 млрд. до 419 млрд. штук в год). Потребление также выросло почти в 2 раза - с 240 млрд. штук до 375 млрд. В настоящее время Российская Федерация занимает четвертое место в мире по количеству производимой табачной продукции (после Китая, Индии и США), а по потреблению на душу населения - первое место. В связи с этим наносится значительный ущерб здоровью населения, так как употребление табака является одним из основных факторов риска развития сердечно­сосудистых,   бронхо-легочных   и  желудочно-кишечных   заболеваний.   Так, например, хроническая обструктивная болезнь легких, основным фактором развития которой является курение табака, за последние пять лет поднялась в структуре смертности населения России с 12 места на 4 место. Раком легкого, причиной которого в 90% случаев является курение, ежегодно заболевает около 50 тыс. мужчин.

По различным оценкам экспертов в Российской Федерации от болезней связанных с табакокурением, ежегодно умирает от 400 до 500 тыс. человек. При этом с употреблением табака связано от 10 до 15% потерянных лет жизни.

На сегодняшний день доказано, что табак при его потреблении в любых формах является опаснейшим, но при этом практически полностью устранимым фактором риска ведущих заболеваний и причин смерти населения. Кроме заболеваний и снижения качества жизни, с потреблением табака связано от 10 до 15 потерянных лет жизни. По различным экспертным оценкам, в Российской Федерации от болезней, связанных с потреблением табака ежегодно умирает от 350 до 500 тыс. человек.

Вместе с тем, на данный момент полный запрет производства и продажи табачных изделий в России не возможен. Каждое табачное изделие содержит никотин, который вызывает сильнейшую зависимость. В России до 42% взрослого населения курят (65% мужчин и 17% женщин), и эта цифра возрастает. Так как отнять наркотик у такого большого количества людей не представляется на данном этапе в России, да и в других странах, возможным. Именно поэтому Конвенция ВОЗ требует поэтапного проведения целого ряда мер, включая полное устранение из общественных и рабочих мест вторичного табачного дыма, полный запрет рекламы, стимулирования продаж табачных изделий и спонсорства табачных компаний, предотвращения воздействии табачной индустрии и а формирование государственной политики.

С присоединением к Конвенции Россия взяла на себя обязательства привести   до   2013   года   нормы   внутреннего   законодательства   согласно положениям Конвенции.

Основной задачей правового регулирования реализации мер но снижению потребления табака в соответствии с требованиями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака является внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство, осуществляющее обеспечение защиты здоровья и жизни населения от разрушительных последствий потребления табака и воздействия, табачного дыма на организм человека.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы производства, продажи и потребления табака регламентируются Федеральными законами «Об ограничении курения табака», «О рекламе», «Техническим регламентом на табачную продукцию», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговым кодексом Российской Федерации. В эти законодательные акты необходимо внести изменения и дополнения, связанные с Рамочной конвенцией ВОЗ.

Основным законом, направленным на ограничение курения табака, является Федеральный закон «Об ограничении курения табака»

Принятый в 2001 году указанный закон не в полной мере отвечает требованиям Конвенции. Учитывая необходимость внесения большого количества изменений и дополнений, Комитет Государственной Думы по охране здоровья принял решение подготовить новую редакцию Федерального закона «Об ограничении курения табака». Проект закона уже разработан и в скором времени будет внесен в Государственную Думу.

В тексте новой редакции отражены следующие моменты:

1. Согласно положениям Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака расширен понятийный аппарат;

2. В статье «Регулирование деятельности по продаже табачных изделий» сохранены нормы о запрете поштучной продажи сигарет, о запрете продажи упаковок табачных изделий с содержанием сигарет менее 20 штук в пачке и посредством автоматов и пункт с перечнем мест, в которых запрещена торговля табаком. Следует отметить следующие важные новации:

-    запрет  розничной   продажи   табачных   изделий   на  торговых  площадях размером менее 50 квадратных метров для городов, а также установление для сельской местности норматива площади, определяемого органами местного самоуправления, - это приведет к снижению    доступности табака, сокращению точек продаж данных товаров, что   облегчит деятельность контролирующих органов в чью компетенцию    входит контроль за недопущением продажи табачных изделий несовершеннолетним;

-    запрет на продажу продовольственных и непродовольственных товаров в форме табачных изделий (не привлекает интерес детей);

-    запрет на продажу табачных изделий посредством дистанционной продажи (Интернет - магазины);

-    запрет на торговлю табачными изделиями и другими изделиями, которые находятся   в   одной   упаковке,   что   не   позволит   табачным   компаниям продвигать табачную продукцию под видом других товаров.

3. Усиливается статья о запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним. При наличии сомнений в достижении покупателем 18-летнего возраста про ланды табачных изделий наделяются правом предложить покупателю предъявить документы, удостоверяющих личность лица, имеющего намерение приобрести табачное изделие и обязываются удостоверяться в том, что лицо, намеревающееся заключить договор купли-продажи табачного изделия, достигло 18-летнего возраста. При отказе покупателя от предоставления такого документа, продавец обязан отказать в продаже табачных изделий.

4. Вводится расширенный перечень мест, в которых курение запрещено либо полностью, либо с оговоркой «в специально отведенных для курения местах». Следует отметить, что в новой редакции закона предлагается ввести запрет на курение во всех закрытых помещениях организации общественного питания, за исключением специально отведенных мест для курения. Там, где принимают пищу, курить будет запрещено.

Эта мера не только приводит к сокращению потребления табака курильщиками и отказу значительной части их них от курения, защите прав на здоровье некурящих в закрытых помещениях предприятий общественного питания, но и усилит мотивацию к отказу от курения у курильщиков.

5.           Вводится новая статья - о запрете стимулирования продажи табачных изделий и спонсорства табака.

6.           Важным   аспектом   является   расширение   пропаганды   знаний   о   вреде курения   табака.   В   новую   редакцию  должны   быть   включены   вопросы информирования   населения   о   вреде  потребления  табака  через   средства массовой   информации,   направленные   на   повышение   осознания риска развития тяжелых заболеваний практически всех органов и систем человека.

7.     Закрепление включения диагностики и лечения табачной зависимости и программу   государственных   гарантий   оказания   гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи послужит снижению числа курильщиков,   особенно   тех,   у   которых   табачная зависимость служит угрожающим фактором в течении какой-либо болезни. Отражение вопросов сани санитарно-просветительной    работы, введение    учебных    программ    по вопросам профилактики употребления табачных изделий в образовательные стандарты послужит делу отрицания курения и сокращению количества впервые закуривших.

8. Вводятся статьи о профилактике употребления табака, финансировании мероприятий по охране здоровья граждан от вредного воздействия табака, о мониторинге мер реализации государственной политики по предупреждению и снижению потребления табака. Регулярное проведение мониторинга эффективности принятых мер и опубликовании ежегодного доклада о проведенной работе даст возможность анализа распространенности табакокурения и корректировки проводимых мероприятий, направленных на снижение потребления табачных изделий.

Кроме новой редакции федерального закона «Об ограничении курения табака» требуется внесение изменений в ряд действующих законов, таких как Федеральные законы «О рекламе», «О лицензировании отдельных видов деятельности», в Налоговый кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях.

Внесение изменений в перечисленные законы создадут возможность для формирования единой правовой основы для регулирования отношений производства, оборота и потребления табачной продукции в Российской Федерации.

Совершенствование законодательства к сфере ограничения курения табака приведет к сокращению смертности, улучшению демографической ситуации, росту ВВП, ускорению социально-экономического развития страны.


Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".